Регистр синдром это

by:

Вирусы

Билет №5: Понятие о патопсихологических синдромах. Регистр-синдром

Аффективно-эндогенный регистр-синдром (изменения настроения (внутренний причины), физиологические нарушения, нарушения темпомоментов) – В клинике: депрессия униполярная и маниакально-депрессивный психоз биполярный.

Эндогенно – органические нарушения.

Билет № 29: Личностно-аномальный патопсихологический регистр-синдром.

Билет № 1: Предмет и задачи клинической психологии.

все методики из общей психологии

специальные методы (ММРI, тест для изучения отношения ч-ка к заболеванию, проективные тесты – тест Петрушина).

диагностическую (диагностика при проведении психокоррекции, психотерапевтическом консультировании, до проведения помощи и после)

коррекционную (психотерапия и нивелирование негативных черт)

реабилитационную (работа с больными, глухими, слепыми, после сложных заболеваний людьми)

консультативную (ех, для родителей с больными детьми)

Нарушения, психические расстройства (мания, меланхолия) описал первый Гипократ. »Лечить нужно личность человека, а не болезнь».

1. Термин »клиническая психология ввел Лайтнер Уитмер в 1896 году в Америке. Он открыл первую психологическую клинику и стал выпускать журнал. Стал заниматься клинической психологией. У него был психолого-диагностический центр. Потом методы диагностики были перенесены на судебную и др. области, на медицину.

Билет № 3: История становления отечественной клинической психологии.

1. Бехтерев ввел понятие »Медицинская психология». В 1885 году он открыл при Казанском университете кафедру медицинской психологии.

С появлением теории Селье клиническая психология стала научной дисциплиной.

4. В 70-е годы 20 века в России были сформулированы предмет, цели клинической психологии. Становление клинической психологии связано с развитием общей психологии.

Билет № 3: Место клинической психологии в системе других наук. Отрасли клинической психологии.

Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. Предметом научных исследований, как клинической психологии, так и психиатрии являются психические расстройства. Психиатрия, как частная область медицины, больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств; в клинической же психологии основными являются психологические аспекты.

lib2.znate.ru

Патопсихологические синдромы

Как и в психиатрии, в патопсихологии под синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами. В диагностическом мышлении врача правильная квалификация синдрома является подступом к определению нозологической принадлежности заболевания. Известно, однако, что выделяемые психиатрами клинические синдромы далеко не одинаковы по своей нозологической специфичности, последняя зависит от круга болезней, при которых предпочтительно наблюдается тот или иной синдром, и от степени сложности синдрома, отражающей присущие ему патогенетические и патокинетические механизмы.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. Можно думать, что различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются. В системе иерархии мозговых процессов различают такие уровни (А. Р. Лурия, 1962, 1964; Ю. Ф. Поляков, 1971,1977): патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т. п.; физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов; пато- и нейропсихологический, для которых характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики; психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии. Так, при психических заболеваниях нарушения морфологического субстрата головного мозга и присущие им изменения протекания биохимических процессов приводят к нарушению физиологических процессов. Выпадают важные звенья функционирования психики, опосредованно нарушается течение психических процессов, прижизненно сформированных на основе физиологических. А это, в свою очередь, приводит к патологии отражения центральной нервной системой больного человека сигналов из окружающей среды. Психопатологический симптом, таким образом, является завершающим этапом сложной патогенетической цепи.

Такое представление об иерархии функционирования психики человека объясняет необходимость мультидисциплинарного подхода к ее изучению. При этом, как указывает Ю. Ф. Поляков (1971), если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос, как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям. Таким образом, если психопатолог констатирует наличие в клинической картине тех или иных симптомов или синдромов психической патологии и специфику их течения, то патопсихолог свое исследование направляет на раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемой в клинике симптоматики.

Это различие между психопатологическими и патопсихологическими синдромами вытекает из той разницы между психопатологией и патопсихологией, о которой шла речь выше, и в значительной мере отражает специфику присущих этим двум областям знаний методов — клинико-описательного, которым пользуется психопатология, и экспериментально-психологического, взятого на вооружение патопсихологией.

Клинические синдромы являются опосредованным выражением сложившихся нарушений психической деятельности, тогда как патопсихологические синдромы, относящиеся к более низкому уровню вертикальной иерархии формирования психических функций в норме и патологии, в значительно большей мере отражают непосредственные, присущие этим нарушениям, причинно-следственные взаимоотношения. Сущность психопатологических синдромов не может быть понята без патопсихологического и патофизиологического анализа лежащих в их основе явлений, и, в свою очередь, изучение патопсихологических синдромов невозможно без четкого клинического отграничения объекта исследования.

Систематика патопсихологических синдромов разработана значительно меньше, чем систематика клинических синдромов, хотя и последняя еще далека от совершенства.

Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии, различаются в значительной мере степенью своей обобщенности. Ранее (1976) мы приводили в качестве типичного примера патопсихологических синдромов выделяемые Б. В. Зейгарник типы расстройств мышления. Действительно, каждый из этих типов характеризуется своей, в значительной мере специфической, структурой, однако, как это явствует из самого принципа систематики, в ней выделяются более обобщенные группы, например нарушения операционной стороны мышления, нарушения динамики мыслительной деятельности и другие, более конкретные, являющиеся частным проявлением первых, например лабильность мышления, непоследовательность суждений. Однако между этим двумя видами патопсихологических синдромов нельзя установить такие взаимоотношения, которые соответствовали бы разделению в клинике синдромов на «большие» и «малые». Более того, выделение таких конкретных, «узких» патопсихологических синдромов дает значительно больше необходимой для диагностического процесса информации, чем выделение более общих синдромологических групп, основанное на подчеркнутом и абстрактизированном выделении признаков, общих для нескольких «узких» синдромов.

Поэтому, говоря о различной степени обобщенности патопсихологических синдромов, следует выделять синдромы многозначные, опирающиеся на более сложные, полифакторные, нарушения психической деятельности. Первую попытку выделения таких обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). В результате исследований, проводившихся в судебно-психиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, направленных на изучение различных сторон познавательной деятельности и вместе с тем позволяющих получить ценные данные о личности испытуемых, автор выделил следующие патопсихологические симптомокомплексы (синдромы): шизофренический или диссоциативный, органический, олигофренический, психопатический и симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов. Например, для шизофренического симптомокомплекса наиболее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-мотивационной и операционно-процессуальной сфер мышления, что проявляется в нецеленаправленности мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонерстве, ригидном схематизме, символике, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, в актуализации латентных признаков предметов и явлений, в феномене патологического полисемантизма и т. д. Однако, как указывает И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптомо-комплексе в обязательном порядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, при психогенном — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогностическом отношениях. Так, наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофренический и органический симптомокомплексы, наименее — психопатический. И, наоборот, наиболее выраженная тенденция к транзиторности и обратимости присуща симптомокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому. Это наблюдение автора становится понятным при соотнесении выделенных им патопсихологических симптомокомплексов с кругами психических заболеваний, схема которых была разработана А. В. Снежневским (1960) в рамках концепции о нозологической специфичности психопатологических расстройств.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические симптомокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром. Это как бы синдромы обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр-синдромы. Кроме того, И. А. Кудрявцев оперирует в своих исследованиях данными, полученными в судебно-психиатрической практике. Наш опыт позволяет нам дополнить перечень регистр-синдромов, выделив в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический. В круге эндогенных психозов можно говорить по крайней мере о двух регистр-синдромах — шизофреническом и аффективно-эндогенном.

Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов:

II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).

IV — экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);

V — эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);

VI — личностно-аномалъный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);

VII — психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы);

VIII — психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).

Нозологическая специфичность патопсихологических регистр-синдромов существенно возрастает в связи с конкретной задачей, поставленной перед патопсихологом. Так, разграничение экзоген-но- и эндогенно-органических регистр-синдромов очень важно в дифференциальной диагностике истинной и травматической эпилепсии. Разграничение органического и олигофренического регистр-синдромов помогает уточнить природу и диагностику состояний, протекающих с интеллектуально-мнестической недостаточностью.

Введение патопсихологических регистр-синдромов в практику патопсихологических исследований в сущности обозначает рубеж диагностически-информативных рекомендаций, заключающихся в данных проведенного патопсихологом исследования. В таком аспекте понятие патопсихологического регистр-синдрома значительно глубже, чем сформулированное В. В. Николаевой, Е. Т. Соколовой и А. С. Спиваковской (1979), понимающими под патопсихологическим синдромом совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Патопсихологические регистр-синдромы опосредованы клинически, и их использование для интерпретации результатов будет способствовать сближению позиций патопсихолога и психиатра.

В Российской Федерации знание методов выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний предусматривается с 1993 года Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 020400 — «Психология», 022700 — «Клиническая психология» и 031000 — «Педагогика и психология».

psyera.ru

Общая характеристика патопсихологических регистр-синдромов

Симптом — это отдельный признак патологического состояния.

Синдром — это совокупность признаков, объединенных единым механизмом возникновения и функционирования патологического состояния. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов в сравнении с симптомами.

Подпатопсихологическимсиндромом понимают сочетание признаков нарушений, сохранных сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности (памяти, эмоциональной сферы, установок, ориентации и т.д.), объединенных психологическими механизмами функционирования личности.

Систематика патопсихологических синдромов разработана значительно меньше, чем систематика клинических синдромов. Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев.

· психогенной дезорганизации психической деятельности.

Каждый из этих патопсихологических синдромов включает в себя ряд признаков, относящихся не к какой-либо одной сфере личности, а описывающих совокупность нарушений психической деятельности и личностных расстройств.

Шизофренический синдром складывается из личностно-мотивационных расстройств, таких, как:

· изменение структуры и иерархии мотивов;

· расстройства мыслительной деятельности, нарушающие целенаправленность мышления и смыслообразования (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм) при сохранности операционной стороны;

· эмоциональные расстройства (упрощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность);

· изменения самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность, отчужденность и повышенная рефлексия).

Шизофрения — это прогредиентное психическое заболевание, для которого характерно неуклонное, быстрое или медленное, развитие изменений личности особого типа (утрата единства психических процессов). Развитие болезни, особенно ее выраженных форм, ведет к искажению или утрате прежних социальных связей, снижению психической активности, резкому нарушению поведения. Вследствие этого наступает значительная социальная дезадаптация больных.

Исследование особенностей психики с помощью методик классификации понятий и исключения позволяет выявить шизофренический тип решения заданий и дает основания для выделения амотивационного типа мышления. О. Mailer (1978) в клинике шизофрении выделяет амотивационный синдром, которому отводит центральное место в развитии патологического процесса. Амотивационный синдром, по О. Mailer, включает нарушения побуждений и мотивации. Отражая сущность шизофрении как процессуального заболевания, амотивационное мышление также характеризуется процессуальной прогредиентностью, приводящей в конце концов к распаду мышления. В чистом виде амотивационное мышление наиболее четко представлено в простой форме шизофрении и является негативным, непродуктивным психическим расстройством, при этом наблюдаются дисгармонии личности, которые и обусловливают наличие таких выделенных клиницистами вариантов мышления, как аутистическое, резонерское, символическое, паралогическое.

Особенности психопатического(личностноаномальный)синдрома. Для него характерно следующее:

· патохарактерологические расстройства (патологический вариант характера);

· нарушение структуры и иерархии мотивов;

· неадекватность самооценки и уровня притязаний;

· нарушение мышления в виде "относительного аффективного слабоумия";

· нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт.

Различают "ядерные" психопатии, в генезе которых главную роль играют биологические, конституциональные факторы, и "краевые", становление которых обусловлено внешней средой, социальными факторами, прежде всего воспитанием в семье и детском коллективе, межличностными отношениями.

При психопатии особенности личности носят стойкий и тотальный характер, приводят к нарушению социальной адаптации человека (внутреннему или внешнему конфликту). При этом отсутствуют прогредиентность и не страдают собственно интеллектуально-мнестические функции. Динамика психопатий проявляется в виде декомпенсаций и компенсаций.

Органический патопсихологический синдром:

· общее снижение интеллекта;

· распад имевшихся сведений и знаний;

· мнестические расстройства, затрагивающие как долгосрочную, так и оперативную память;

· нарушение внимания и умственной работоспособности;

· нарушение операционной стороны и целенаправленности мышления;

· изменение эмоциональной сферы с аффективной лабильной неустойчивостью;

· нарушение критических способностей и самоконтроля.

В. М. Блейхер и И. В. Крук (1986) выделяют в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы. В клинике экзогенно-органическому синдрому соответствуют такие поражения головного мозга, как церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т.д. Эндогенно-органическому синдрому в клинике соответствуют истинная эпилепсия, а также первичные атрофические процессы в головном мозге (энцефалопатии).

Общим для лиц, перенесших черепно-мозговую травму, являются обстоятельность мышления, торпидность аффектов, взрывчатость, затруднение переключения внимания, вегетативные нарушения.

Олигофренический синдром, для которого характерно следующее:

· неспособность к обучению и формированию понятий;

· дефицит общих сведений и знаний;

· примитивность и конкретность мышления;

· неспособность к абстрагированию;

· повышенная внушаемость, эмоциональные расстройства.

Олигофрения (буквально — малоумие) — это врожденное или рано приобретенное (в первые три года жизни) слабоумие, которое выражается в недоразвитии психики в целом, преимущественно интеллекта, понятийного мышления, вследствие поражения головного мозга на ранних этапах его развития (внутриутрбно, в первые месяцы и годы жизни) или обусловленное наследственной неполноценностью мозга.

Олигофрения отличается от приобретенного слабоумия (деменции) тотальностью недоразвития психики, наличием в большинстве случаев диспластических признаков строения тела, уродств, недоразвитием моторики, отсутствием прогредиентной динамики.

Психогенная дезорганизация психической деятельности наблюдается при реактивных состояниях и характеризуется:

· динамичными, преходящими расстройствами аффективной сферы;

· расстройствами памяти, мышления;

Реактивными состояниями (психическими реакциями), называются временные и обратимые расстройства психической деятельности, возникающие как реакции в ответ на воздействие психической травмы. Глубина реактивных состояний колеблется от психологически понятных реакций на психогенный фактор (в основе которого лежит физиологический механизм эмоций) до тяжелых реактивных психозов (в основе которых имеются глубокие патофизиологические нарушения высшей нервной деятельности).

Таким образом, для этих состояний характерно то, что они развиваются:

· в связи с психической травмой;

· психическая травма непосредственно отражается в болезненных переживаниях;

· состояние прекращается после ликвидации вызвавшей его психической травмы.

В. М. Блейхер и И. В. Крук (1986) выделяют в рамках психогенного синдрома психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы) и психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).

В настоящее время принято выделять следующие формы реактивных состояний:

· аффективно-шоковые психогенные реакции (встречаются при массовых катастрофах, в связи с реальной угрозой жизни; дают о себе знать либо бессмысленным хаотическим возбуждением, либо обездвиженностью);

· депрессивные психогенные реакции, или реактивная депрессия (чрезмерно сильная и длительная болезненная реакция печали на утрату или жизненную неудачу);

· реактивные (психогенные) бредовые психозы, а также истерические реакции и психозы.

Реактивныепсихозы возникают в непосильной для личности психотравмирующей ситуации и характеризуются расстройствами психотического уровня. Реактивные психозы могут развиться в момент психотравмы (пожар, землетрясение и т.д.) или под воздействием длительной психотравмирующей ситуации. Необходимо учитывать, что у этой категории лиц возможны суицидальные попытки. Определяющее значение для появления реактивного психоза имеют два фактора: характер и сила психической травмы и особенности "почвы", на которую травма падает (сопутствующие заболевания, ослабляющие больного и т.д.), в частности невротический фон.

Кневрозам относятся психогенно обусловленные функциональные нарушения, которые отличаются полиморфностью, динамичностью и обратимостью симптоматики, отсутствием патологоанатомического субстрата.

Причины неврозов — острая или хроническая психическая травма, эмоциональное перенапряжение, переутомление. Психические расстройства при неврозах не достигают психотического уровня, т.е. сохраняется критика к своему состоянию.

Невротические психические нарушения могут иметь определенную динамику: невротическая реакция, невротическое состояние; при затянувшемся невротическом состоянии может сформироваться невротическое патологическое развитие личности.

Неврозы — это распространенные заболевания (ими страдает до 5-6% населения). При неврозах наряду с психическими всегда имеются соматовегетативные нарушения, когда больные предъявляют жалобы на неприятные ощущения во внутренних органах, головные боли.

Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 1538 | Нарушение авторских прав

medlec.org

Мозаицизм – это патологическая форма объединения разных генетических материалов. Причины данной патологии очень разнообразны, а некоторые даже недостаточно изучены. Наиболее часто формы мозаицизма провоцируют мутации и влияние на делящуюся клетку. Как и любая мутация Читать запись полностью »

Брахидактилия – это недоразвитие фаланг, проявляющееся в укорочении пальцев на стопах и кистях, возникающее в результате генетически-детерминированного дефекта, передающегося по наследству. Проявлениями данной аномалии служит уменьшение длинника стоп и кистей, Читать запись полностью »

Синдром Тричера Коллинза

Синдром Тричера Коллинза — это сугубо генетически зависимое заболевание, которое является подвидом общего семейства заболеваний-дизостозов: врожденного нарушения в развитии костных структур. Под словом дизостоз подразумевают недоразвитие и нарушенное окостенение костных тканей, особенно тех, которые при Читать запись полностью »

Синдром Денди-Уокера — это заболевание, в основе развития которого лежат дефекты некоторых отделов головного мозга, которые появляются ещё в период внутриутробного развития ребенка. Синдром Денди-Уокера является достаточно редким, его частота встречаемости — 1 случай Читать запись полностью »

Гигантизм – это заболевание, характеризующееся таким клиническим синдромом, который возникает в результате повышенной продукции соматотропного гормона в детстве или юношестве, а также проявляется достаточным увеличением тела, особенно в длину. Существует также парциальный или частичный гигантизм, который развивается Читать запись полностью »

Синдром Элерса-Данлоса

Синдром Элерса-Данлоса – это наследственное гетерогенное заболевание, проявляющееся гиперэластичностью кожи, которое связано с дефектом в образовании коллагена. Синдром Элерса-Данлоса имеет разные типы наследования и десмогенез несовершенного вида. Читать запись полностью »

Синдром Ретта – это генетическое заболевание, с признаками дегенерации, которое поражает центральную нервную систему, постепенно прогрессирует и проявляется в основном у девочек. Это заболевание, получило имя австрийского учёного Ретта, Читать запись полностью »

Синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта

Синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта – заболевание, проявляющееся врождённой патологией в строении сердца. Эта сердечная аномалия характеризуется антесистолией одного желудочка, после чего образуется реципрокная атриовентрикулярная тахикардия, которая проявляется трепетанием и мерцанием предсердий, в результате возбуждения по дополнительным Читать запись полностью »

Прогерия – это редкое генетическое заболевание, впервые описанное Гилфордом, которое проявляется преждевременным старением организма, связанное с его недоразвитием. Прогерия классифицируется на детскую, получившую название синдрома Читать запись полностью »

Оксалурия (с греч. oxalis – «щавель», uron – «моча») – заболевание, обусловленное повышенным содержанием в моче щавелевокислого кальция, который выделяется вместе с ней в виде кристаллов. В медицине выделяют первичную оксалурию и вторичную оксалурию. Читать запись полностью »

vlanamed.com

^ Билет № 5: Понятие о патопсихологических синдромах.

Психогенно-психотические (Связаны с психической травмой, нарушен контакт с реальностью. Ярко выражен на нарушениях деятельности, панические реакции, реакции ступора, галлюцинации). Обратимы. В клинике: реактивный психоз.

Билет № 6: Нейропсихология как отрасль клинической психологии.

^ Билет № 8: Психосоматика как отрасль клинической психологии.

психосоматика – от греч «душа +тело», это направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний.

^ Билет № 23: Алекситимия.

Алекситимия – аффективно – когнитивный комплекс (т.е. предрасположенность), который может привести к развитию психосоматическим расстройствам (модели дефицита, отрицаения). Эти особенности могут быть врожденными.

Билет № 24: Шизофренический патопсихологический регистр-синдром.

Классификация Крипелина (4 формы):

Билет № 26: Аффективно-эндогенный патопсихологический регистр-синдром.

^ Аффективно-эндогенный регистр-синдром (изменения настроения (внутренний причины), физиологические нарушения, нарушения темпомоментов) – В клинике: депрессия униполярная и маниакально-депрессивный психоз биполярный.

Билет № 28: Эндогенно-органический, экзогенно-органический патопсихологические регистр-синдромы.

^ Эндогенно – органические нарушения.

Личностно-аномальный синдром (психопатии в клинике):

^ Билет № 1: Предмет и задачи клинической психологии.

7. Создание и изучение психических методов воздействия на психику ч-ка в лечебных и профилактических целях (психотерапия, психокоррекция).

экспертную (проведение судебно-медицинской экспретизы, особенности личности преступника и жертвы и т.п.

профилактическую (мероприятия, направленные на предотвращение развития зависимостей (ех, против наркотиком в школе))

Билет № 2: История становления зарубежной клинической психологии.

1. Термин »клиническая психология ввел ^ Лайтнер Уитмер в 1896 году в Америке. Он открыл первую психологическую клинику и стал выпускать журнал. Стал заниматься клинической психологией. У него был психолого-диагностический центр. Потом методы диагностики были перенесены на судебную и др. области, на медицину.

^ Билет № 3: История становления отечественной клинической психологии.

1. Бехтерев ввел понятие »Медицинская психология». В 1885 году он открыл при Казанском университете кафедру медицинской психологии.

Работа в рамках психиатрических клиник. В медицине возникла органическая парадигма (связана с работами Пастера и Верхова) – любое душевное заболевание связывали с патологией на клеточном уровне, следовательно психологии отводилась второстепенная роль.

^ Билет № 3: Место клинической психологии в системе других наук. Отрасли клинической психологии.

Билет № 7 специальная психология как отрасль клинической психологии.

Психология аномального развития (специальная психология) – изучает нарушения развития детей с отклонениями от нормального психического развития, которое связано с врожденными /приобретенными дефектами нервной системы. Они могут быть органические или ф-циональные нарушения.

^ Задержки развития (нет тотального недоразвития как при олигофрении). Легкие нарушения, которые не приводят к недоразвитию интеллекта ребенка. Здесь задействована мотивационная сфера. (ММД, гиперактивность, нарушения внимания и т.п. Если вовремя не начать как-то особо обучать такого ребенка, м.б. задержка развития (психиатр).

ДЦП – связан с ранним поражением двигательных зон нервной системы, такие нарушения сопровождаются речевыми нарушениями или нарушениями интеллекта.

Психопатия – дисгармоничный характер приводит к нарушениям поведения и адаптации. Проявляется очень рано (это наследственное/врожденное). Нужна специфическая коррекция.

Шизоидная психопатия: срывы, когда вторгаются в его внутренний мир; суициды; психосоматические нарушения; асоциальные поступки.

Дети с ранним аутизмом

Органические поражения мозга на более поздних этапах онтогенеза (ч/м травмы, эпилепсия).

6 типов развития:

Билет № 17: Понятие о здоровье и болезни.

Основные компоненты модели болезни:

Психический уровень (то, что говорит сам человек)

Патофизиологические изменения в организме

Причины (стресс и др.)

Общее здоровье – состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней и физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

^ Билет № 18: Понятие о психическом здоровье.

Психическое здоровье – одна из важнейших составляющих общего здоровья.

^ Билет № 19: Проблема нормы и патологии в клинической психологии.

Норматология – наука о норме.

Синдром – типичная совокупность внутренних взаимосвязанных симптомов.

Психоз – психическое состояние, характеризующееся тяжелыми нарушениями психических функций, нарушением контакта с реальной действительностью, дезорганизацией деятельности (обычно асоциального поведения) и грубым нарушением критики.

^ Билет № 27: Психогенно-невротический, психогенно-психотический патопсихологические регистр-синдромы.

сверхсильное раздражение, действующее короткое время

длительное действие слабого раздражителя

эмоциональная или социальная депривация.

^ Билет № 20: Феноменологический подход в клинической психологии.

Врач должен увидеть симптомы и связать их, сопоставить с классификационной системой.

Психические и поведенческие расстройства в следствии приема психоактивных веществ

Стрессовые, невротические и соматоформные расстройства

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физиол.факторами.

Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте

Поведенческие, эмоциональные расстройства, начинающиеся в подростковом возрасте.

DSM 4: на основе разных факторов (мультифакторная):

неизменение состояния (уровень интеллекта)

описание нарушения развития

психосоциальные сопутствующие обстоятельства

глобальная оценка психосоциальной адаптации

При постановке диагноза необходимо опираться на ряд феноменологических принципов:

^ Билет № 11: Основные методы психологического исследования в клинике.

Существуют различные классификации методов психологического исследования.

Основные: наблюдение, эксперимент

Вспомогательные: метод беседы, тесты, методы моделирования и т.д.

3. Методы статистической мат.обработки:

качественные (казуальный метод

количественные (методы мат.обработки – корреляционный, факторный)

4. Интерпретационные методы (методы генетические (причинно-следственная связь), сравнение, психография).

Методы оценки психокоррекционного процесса (психотерапевтический)

Билет № 12: Дополнительные методы психологического исследования в клинике.

1. Беседа – с помощью специально подобранных вопросов.

частично стандартизованные (психолог может задавать дополнительные вопросы). Это более терапевтично (Ех: клиническое интервью).

Вопросы при интервью: косвенные, суггестивные, проективные.

2. Тесты – наборы заданий, которые предлагаются испытуемому.

Достоверность, четкая процедура проведения, измерение именно того психологического феномена.

Надежность – применение этого теста в сходных устовиях даст точный результат.

Проективные (рисунок, Люшер, экспрессии и т.п.) – (контент-анализ)

Опросники по содержанию: личностный опросник, достижения успеха и т.п.

Билет № 10: Этические проблемы клинической психологии.

Нравственный опыт: (основные модели этики):

medznate.ru

Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии, различаются в значительной мере степенью своей обобщенности. Говоря о различной степени обобщенности патопсихологических синдромов, следует выделять синдромы многозначные, опирающиеся на сложные, полифакторные, нарушения психической деятельности. Попытка выделения обобщенных патопсихологических синдромов была предпринята И. А. Кудрявцевым [2]: шизофренический (диссоциативный), органический, олигофренический, психопатический синдромы и симптомокомплекс психогенной дезорганизации (характерный для реактивных психозов). При этом «ядром» названных патопсихологических синдромов являются: для шизофренического — нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, при психогенном — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогностическом отношениях: наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофренический и органический симптомокомплексы, наименее — психопатический. Напротив, наиболее выраженная тенденция к транзиторности и обратимости присуща симптомокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому. Эти констатации становятся понятными и наглядными при соотнесении патопсихологических синдромов с кругами психических заболеваний по А. В. Снежневскому [3].

То, что патопсихологические синдромы служат для предварительной диагностики заболевания, а также их связь с определенными кругами психических заболеваний дает основание обозначить их как регистр-синдромы.

В. М. Блейхер [1] дополнил перечень регистр синдромов, выделив в рамках органического, экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический; в круге эндогенных психозов были выделены шизофренный и аффективно-эндогенный регистр-синдромы.

Систематика патопсихологических регистр-синдромов:

I — шизофренический (клинический эквивалент: шизофренические психозы).

II — аффективно-эндогенный (клинические эквиваленты: маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).

III — олигофренический (клинический эквивалент: олигофрении).

IV — экзогенно-органический (клинические эквиваленты: экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, интоксикационные энцефалопатии и пр.).

V — эндогенно-органический (клинические эквиваленты: истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).

VI — личностно-аномальный (клинические эквиваленты: акцентуированные и психопатические

личности, обусловленные аномальной «почвой» психогенные реакции).

VII — психогенно-психотический (клинический эквивалент: реактивные психозы).

VIII — психогенно-невротический (клинический эквивалент: неврозы и невротические реакции).

1. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика.— К.: Здоров’я, 1986.— 280 с.

2. Кудрявцев В. И. Патопсихологические регистр-синдромы в патопсихологическом исследовании.— К.:Здоров’я, 1982.— 126 с.

3. Снежневский А. В. Клиническая психопатология: Руков. по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского.— М.: Медицина, 1983.— Т. 1.— С. 16–97.

psplexus.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *