Школа вич инфицированного

by:

Разное

Если кровь с ВИЧ инфекцией попала на кожу

Любой контакт с ВИЧ инфицированным человеком всегда вызывает множество сомнений. Хоть основной путь передачи этой инфекции половой, иногда могут возникнуть ситуации, когда биологические жидкости (в основном кровь) зараженного попадают на кожу здорового человека. Что же делать при этом?

Для сведения, к минимуму риска заражения необходима обработка кожи здорового человека при попадании на нее ВИЧ инфицированного материала. Рассмотрим, как правильно это сделать, и какие риски существуют в этом случае.

Можно ли заразиться ВИЧ/СПИД через раны на коже

Заразиться этой инфекцией можно только в случае непосредственного контакта с зараженным ВИЧ биоматериалом. Для этого на коже здорового человека должны быть участки с поврежденным эпителием.

Вирус, проникая через раневую поверхность в организм человека, начинает размножаться в кровяном русле. Скорость проявления болезни зависит от следующих факторов: глубина повреждения и количество ВИЧ инфицированной крови, попавшей на кожу.

Ситуации, которые могут привести к заражению:

  • использование бритв, ножниц, маникюрных принадлежностей после инфицированного человека;
  • травмирование кожи в драке с больным ВИЧ;
  • нанесение татуировок в непроверенных местах, где используют нестерильный инструментарий;
  • повторное использование медицинских инъекционных игл.
  • Обработка человеческой кожи при случайном попадании на нее материала, зараженного инфекцией, проводится путем дезинфекции участка тела с инфицирующей жидкостью. Для этого в быту возможно использование различных дезинфицирующих кожные покровы средств:

    Если все же случилось попадание зараженной биологической жидкости на поврежденную кожу, то следует без промедлений обратиться к врачу. Проведение своевременной парентеральной (не предусматривающей прием лекарственных средств внутрь) химиопрофилактики поможет исключить заражение СПИДом.

    Причины заражения ВИЧ-инфекцией в условиях работы в больнице

    Работники данной сферы находятся в группе наивысшего риска по возможности заражения ВИЧ/СПИД. Источник потенциального случайного заражения при этом – инфицированный человек, являющийся пациентом, который может даже не знать о своей болезни.

    При контакте с зараженной кровью и другими биологическими жидкостями нужно сразу провести комплекс профилактических мер от заболеваемости СПИДом.

    Возможные причины непредвиденных ситуаций, связанных в ВИЧ инфекцией, в больницах:

  • отсутствие средств защиты при работе с биологическими материалами (перчаток, рабочей одежды, масок);
  • допуск к работе с биоматериалами людей, у которых имеются микротравмы рук или экзематозные проявления;
  • нарушение правил использования колющих игл: на отработанную иглу колпачок надевать нельзя, также запрещено снимать ее со шприца при помощи рук;
  • неправильная утилизация острого медицинского инструментария: вынос отходов в обычных полиэтиленовых пакетах, оставление отработанных инструментов без присмотра;
  • нарушение правил обработки инструментов: при предстерилизационной обязательной очистке не проводится их предварительное замачивание в моющем растворе.
  • Если не соблюдаются данные элементарные правила, то любая биологическая жидкость при попадании ВИЧ инфицированного материала на заведомо поврежденную кожу тела здорового человека может вызвать СПИД.

    Как снизить риск возможного заражения ВИЧ при работе в больнице

    Для исключения заражения работникам медицины нужно соблюдать следующие элементарные правила безопасности:

    1. Обязательно использование перчаток при контакте со всеми пациентами. Их необходимо менять после каждого человека, а не только при загрязнении рук.
    2. При проведении манипуляций сестринского ухода, которые могут привести к разбрызгиванию различных человеческих жидкостей, необходимо надевать одноразовые тканевые маски и защитные пластиковые очки. Также при проведении процедур работник клиники обязан надевать специальную одежду (халат, фартук).
    3. Дезинфекция и утилизация медицинского колюще-режущего инструментария должна происходить в соответствии с правилами техники безопасности. Сюда включается: сбор игл в специальные контейнеры, своевременная их замена и утилизация в соответствующие для этого места.
    4. При стерилизации использованных инструментов обработка ножниц и скальпелей должна производиться в специально отведенном помещении, в перчатках и рабочей одежде. Пример приготовления стерилизационного раствора: необходимо довести водой 200 мл 3% перекиси водорода до 1 литра.
    5. Если у медицинского работника на коже имеются экзематозные или экссудативные поражения, то он отстраняется от работы с биологическими жидкостями пациента до тех пор, пока не пройдет лечение.
    6. В условиях лаборатории заведомо зараженные материалы должны быть утилизированы в герметичной таре в соответствии с внутренними правилами учреждения.
    7. Обработка кожи медицинского работника при попадании на нее ВИЧ инфицированного материала проводится при помощи средств, находящихся в специальной аптечке, которая носит название «Анти-СПИД».

      Как должен действовать медицинский персонал при аварийной ситуации

      Если при осуществлении различных медицинских процедур не удалось предотвратить аварийную непредвиденную ситуацию, проводят первостепенную и, если будет нужно, постконтактную профилактику заражения.

      Проведение первичных профилактических мер включает в себя:

    8. При травмировании руки острым инструментом необходимо удалить с них перчатки и провести обработку. Для начала следует вымыть руки проточной водой с мылом. Затем обработать кожу антисептиками: 70% спирт и 5% спиртовой йод.
    9. Если кровь ВИЧ инфицированного попала на не поврежденную кожу рук: обработать место спиртом в 70% концентрации, затем вымыть с мылом и провести еще одну обработку спиртом.
    10. Когда биоматериалы попадают в ротовую полость: промыть чистой водопроводной водой в большом количестве, затем прополоскать рот, используя этиловый спирт 70%.
    11. Если кровь упала на эпителий слизистых глазных или носовых оболочек, то их нужно долго промывать чистой водой, стараясь не растирать, так как можно повредить покровы и поспособствовать заражению.
    12. Рабочую одежду медработника, при попадании на нее биоматериала, необходимо незамедлительно снять и положить в контейнер с дезинфицирующим веществом.

    После обработки проводится оценка возможного риска инфицирования и документальное оформление произошедшего инцидента.

    В зависимости от глубины поражения тканей здорового человека в месте инъекции или пореза, количества попавшей крови и вида повреждающего инструмента принимается решение о проведении постконтактной профилактики (ПКП). Она включает в себя использование следующих химиопрепаратов для профилактических целей: лопинавир (или ритонавир) + зидовудин (или ламивудин). Данная схема считается стандартной. Если требуется замена какого-либо препарата, то она должна происходить под контролем врача-инфекциониста.

    При любом контакте с инфицированным материалом в максимально короткие сроки следует провести экспресс-диагностику на антитела в ВИЧ.

    aids24.ru

    Специфическая противовирусная терапия (APT). Питание при ВИЧ/СПИД инфекции.

    В настоящее время в мире пока отсутствует единый эффективный препарат, который бы способствовал освобождению организма от ВИЧ. И все же существуют лекарственные препараты, которые угнетают развитие вируса в организме.

    Их именуют противоретровирусными препаратами. Они способствуют улучшению состояния здоровья, продлению и улучшению качества жизни. Препараты эффективны только при строгом соблюдении установленной схемы их применения.

    Несоблюдение, невнимательность недопустимы, в связи с чем считаем необходимым соблюдение следующих рекомендаций в случае назначения специфического противовирусного лечения:

  • активно сотрудничайте с лечащим врачом, периодически посещайте его, т.к. лица, получающие специфическое противовирусное лечение, требуют постоянного наблюдения;
  • перед назначением лечения и в процессе его получения выполняйте назначения врача по прохождению определенных исследований, безусловно необходимых для оценки эффективности лечения;
  • специфическое противовирусное лечение состоит из одновременного приема трех и более препаратов, поэтому не игнорируйте применения назначенных вам препаратов или одного из них;
  • не делитесь назначенными вам препаратами с другими пациентами и не принимайте препараты, получаемые другими лицами;
  • противовирусные препараты имеют некоторые побочные реакции, в связи с чем при любом изменении состояния здоровья на фоне лечения немедленно обращайтесь к лечащему врачу.
  • Психологические аспекты у лиц с ВИЧ/СПИД-инфекцией.

    Весьма тяжело и болезненно получить известие, что ты являешься инфицированным ВИЧ. Лица, узнавшие об этом, проходят через целый комплекс эмоциональных реакций — шок, отрицание, злость, ощущение виновности, депрессия.

    Шок является нормальной реакцией лица, узнавшего о факте серопозитивности, осознавшего опасность, грозящую его здоровью и жизни. У таких лиц появляется состояние онемения, возмущения, глубокое неверие в настоящее и перспективу. Это естественная реакция на полученную впервые информацию о серопозитивности, состояние нестабильности, у отдельных лиц с парадоксальными реакциями от нездорового смеха до слез. Такому лицу требуется определенное время для осознания и оценки всего происшедшего, для принятия адекватного решения о необходимости пережить все случившееся, провести по рекомендации врачей дополнительные исследования и решиться на лечение.

    Отрицание, неверие в факт инфицированности — естественная реакция многих пациентов. Первоначально такое состояние несколько смягчает удар, заключающийся в диагнозе. Они стараются найти мотивы и объяснения, верить в то, что это ошибка, не верят врачу. Не следует обвинять пациентов в таком поведении, естественном на первоначальном этапе. Постепенно, по мере угасания состояния стресса, эти явления проходят, в свою очередь они способствуют уменьшению стресса. Если же это продолжается длительное время, это представляет опасность, ибо пациент не верит в факт инфицирования, не следует рекомендациям врача о необходимости дополнительного обследования, контроля за состоянием здоровья.

    Обида, озлобленность. У серопозитивных лиц появляется обида на весь мир, на врачей, на членов семьи, близких. Многие считают, что им не повезло в жизни. Если заражение произошло половым путем, появляется обида на сексуальных партнеров. При этом не принимается во внимание, что серопозитивное лицо может оставаться длительное время практически здоровым. Обида и озлобленность могут произойти порой из-за несущественных моментов, к примеру, ограниченности в питании, сексуальных связях и др.

    Депрессия — состояние, обусловленное фактом осознания того, что вирус присутствует в организме, что развитие заболевания неизбежно, что оно неизлечимо, такое лицо ощущает отсутствие понимания и помощи. Пациент становится обиженным, самоизолируется, погружается в собственные мысли, ощущения безнадежности и неверия в будущее. Депрессию может вызвать также потеря контроля над ситуацией, необходимость повторных обследований и наблюдения врачей.

    Чувство вины, угрызения совести при известии о собственной серопозитивности обусловлено осознанием, что пациент мог кого-то инфицировать, у него появляется элемент критического отношения к оценке собственного поведения — потребление наркотиков, игнорирование мер защиты при сексуальных связях. Ощущение виновности у него появляется из-за того, что своей болезнью он причинит боль и горе семье, близким, детям.

    Страх — одно из наиболее распространенных ощущений ВИЧ-позитивных лиц. Страх за возможную близкую смерть, смерть в муках и одиночестве. Страх за возможное клеймение и дискриминацию, страх за будущее семьи, детей, страх за возможную близкую физическую и психическую немощность, за разглашение посторонним информации о факте инфицирования. Страх часто порождается недостатком информированности и может быть устранен при открытой, доступной беседе, обсуждении связанных с болезнью проблем.

    Самоизоляция проявляется в полном отказе от всяких общений. Одним из мотивов этой реакции является нежелание стать непосильным бременем для близких, ощущение того, что они все отвернулись от инфицированного. На начальном периоде пациенты объективно нуждаются в некоторой изоляции, и это можно понять. Однако длительная самоизоляция чревата опасностями, должна быть тщательно проанализирована. Поэтому следует решительно воздействовать в направлении изменения поведения пациента.

    Озабоченность. В связи с возможностью прогрессирования болезни, серопозитивное лицо должно быть заинтересовано в том, чтобы по возможности сдерживать этот процесс. Врач может в общих чертах рассказать о потенциальном исходе заболевания, однако не может назвать конкретные сроки и как этот произойдет. Этот факт может стать предметом постоянной озабоченности пациента. Желательно, чтобы озабоченность «не съедала» пациента постоянно, особенно в период благополучного клинического состояния. Построение жизни и использование времени должны способствовать уходу от постоянной озабоченности. Принятие заботы со стороны общества, семьи, близких и друзей может способствовать снятию тяжести озабоченности. Этому особенно могут способствовать беседы в кругу групп поддержки, ВИЧ-позитивных лиц по принципу «равный равному».

    Питание лиц с ВИЧ/СПИД-инфекцией.

    Прежде всего, необходимо отметить, что все то, что важно и необходимо здоровому человеку, вдвойне важно лицу с ВИЧ/СПИД-инфекцией. Наряду с уходом, психологической поддержкой, специфическим противовирусным лечением в поддержании пациента огромную роль играет питание. Повседневное, доброкачественное и полноценное питание способствует обеспечению организма питательными веществами, необходимыми для роста, развития, деятельности. Оно особенно нужно пациенту с ВИЧ-инфекцией для защиты от различных микроорганизмов, потенциальных возбудителей заболеваний на фоне ослабляющегося иммунитета.

    Белки, жиры и углеводы, а также витамины и минеральные соли известны всем как источники энергии, жизнедеятельности организма. Необходимо достаточное количество энергетических ресурсов, а также витаминов и минеральных веществ для нормального течения обменных процессов.

    Безопасное, гарантированное питание у ВИЧ-инфицированных людей.

    Запомните следующие рекомендации, которые помогут вам избежать различных заболеваний, связанных с питанием.

    а) При покупке продуктов питания НЕ ПОКУПАЙТЕ :

    — испорченные продукты или с подозрением на порчу;

    — консервированные продукты с истекшим сроком хранения;

    — замороженные продукты в оттаявшем виде;

    — готовые блюда, содержащие майонез или бульон;

    — дешевые или уцененные продукты;

    — колбасы и сыры, которые выглядят длительно хранившимися;

    — продукты питания, обсиженные мухами, особенно те, которые не будут в последующем подвергаться кипячению, варке;

    — продукты питания у случайных, неавторизированных лиц.

    Молоко предпочтительно покупать пастеризованное. Можно применять порошковое молоко для приготовления блюд в домашних условиях.

    — хорошо мойте фрукты и овощи, зелень, салаты, избегайте в последующем их контакта с сырым мясом, нечищеными и немытыми овощами (картофель, морковь), скорлупой яиц, которые могут оказаться потенциально инфицированными;

    — хорошо варите или прожаривайте продукты, не употребляйте блюда из сырого мяса;

    — стирайте и вываривайте кухонные полотенца в конце дня или чаще, если они, по вашему мнению, достаточно загрязнены;

    — тщательно вымойте кухонные столы и разделочные доски при переходе к обработке от одного продукта к другому;

    — регулярно мойте руки при приготовлении пищи.

    в) При закладке продуктов питания на хранение:

    — держите пищу в холодильнике, не оставляйте ее длительно при комнатной температуре;

    — храните в холодильнике каждое блюдо в отдельной закрытой посуде;

    — подогревайте столько пищи, сколько вы полагаете, что будете употреблять. Перед употреблением блюдо желательно прокипятить. Не сливайте остатки подогретой пищи в хранящееся не подогретым;

    — не используйте в пищу блюда, приготовленные более трех дней назад, даже если они хранились в холодильнике. Лучше готовьте небольшое количество пищи и чаще, чтобы она была всегда свежей. Если сомневаетесь в качестве пищи, выбросьте ее и приготовьте новую.

    — не используйте сырые яйца для приготовления блюд, если они не будут подвергаться в последующем термической обработке;

    — жарьте или варите яйца перед подачей на стол;

    — с осторожностью используйте утиные и гусиные яйца (для выпечки).

    д) Когда питаетесь в городе:

    — интересуйтесь методами и приемами приготовления пищи;

    — требуйте, чтобы блюда были хорошо прожарены;

    — убедитесь, что выпечка или мучные изделия хранились при комнатной температуре, не были обсижены мухами; обращайте внимание на это и при употреблении десертов;

    — убедитесь, что подаваемые вам фрукты вымыты.

    budizdorov.com

    Пневмоцистная пневмония

    Пневмоцистная пневмония – это специфическая патология, патоморфологические проявления которой локализуются преимущественно в легочной паренхиме, развивающаяся как правило на фоне мощного нарушения функционирования иммунного аппарата человека.

    Особенностью пневмоцистной пневмонии является способность протекать, как в острой, так и в бессимптомной латентной клинических формах. Крайне тяжело в отношении влияния на здоровье пациента протекает пневмоцистная пневмония у новорожденных.

    Возбудители пневмоцистной пневмонии распространены повсеместно и вместе с тем, данной патологией страдают преимущественно лица с выраженным иммунодефицитом.

    Несмотря на то, что большинство пневмоцист могут поражать не только человеческий организм, но и животных, патогенные для человека формы передаются только в качестве антропоноза.

    Пневмоцистная пневмония у детей дебютирует, как правило, в возрасте 3-4 лет и в большинстве ситуаций маскируется под клиникой острой респираторной инфекции. Тяжелое течение сопровождает пневмоцистная пневмония у новорожденных детей, у которых отмечается несовершенство иммунных механизмов защиты или врожденный генез иммунодефицита.

    Кроме того, к категории повышенного риска в отношении развития пневмоцистной пневмонии тяжелого течения относятся пациенты, страдающие СПИДом и лица, постоянно принимающие лекарственные средства иммуносупрессивного действия. Иммунологами верификация диагноза «пневмоцистная пневмония» у человека считается косвенным маркером СПИДа, являющимся поводом для дальнейшего всестороннего обследования. Максимальным уровнем летальности отличается пневмоцистная пневмония у детей и составляет до 50%, при условии полного отсутствия специфического лечения.

    Преимущественным механизмом распространения пневмоцист, как возбудителей данной патологии, является воздушно – капельный, и вместе с тем, эпидемиологам ни разу не удавалось выделить возбудитель из проб воздуха. При инфицировании пневмоцистами женщины во время беременности становится возможным вертикальный путь заражения плода, так как данный тип возбудителя способен преодолевать трансплацентарный барьер.

    Причины пневмоцистной пневмонии

    Тяжелая форма иммунодефицита, которая характерна для ВИЧ-инфицированных пациентов сопровождается продолжительной циркуляцией пневмоцист в кровеносном русле, поэтому помимо воздушно-капельного способа передачи пневмоцистной пневмонии может наблюдаться и гемотрансфузионный способ заражения человека.

    Концентрация возбудителя пневмоцистной пневмонии в организме ВИЧ-инфицированного пациента может варьировать в широких пределах и составлять до 1500 цист в единице объема мокроты. Эпидемиологами не исключается возможность развития эпидемических вспышек пневмоцистной пневмонии в педиатрической практике, что обусловлено внутрибольничным распространением возбудителя.

    Специфический возбудитель пневмоцистной пневмонии представляет собой простейший микроорганизм, относящийся к категории условно-патогенной микрофлоры, то есть патогенность пневмоцисты проявляется только в случае угнетения работы иммунного аппарата человека, развивающемся при различных патологических и физиологических ситуациях. Вышеперечисленная особенность распространения возбудителя пневмоцистной пневмонии предопределяет выделение категории повышенного риска, к которой относятся дети, женщины в период беременности, онкопациенты, лица, получающие иммуносупрессивные препараты и ВИЧ-инфицированные.

    Также не исключается возможность развития пневмоцистной пневмонии на фоне какого-либо хронического неспецифического заболевания легких, причем на выраженность поражения легких в этой ситуации не влияет возраст пациента. Эпидемиологами отмечается некоторое увеличение показателя заболеваемости пневмоцистной пневмонии в зимний период года. Наиболее значимой в отношении определения эпидокружения группой риска по пневмоцистной пневмонии является категория пациентов, страдающих СПИДом.

    Единственным возможным возбудителем пневмоцистной пневмонии является одноклеточный микроорганизм именуемый — Pneumocystis carina, который по морфологическим параметрам сходен с представителями типа простейших, что подтверждается эффективностью антипротозойного лечения. Пневмоциста является внеклеточным паразитом, обладающим тропностью к легочной паренхиме и сложным стадийным жизненным циклом.

    Симптомы пневмоцистной пневмонии

    Клиническая симптоматика пневмоцистной пневмонии достаточно многообразна и степень ее проявления напрямую зависит от состояния иммунного аппарата человека. В некоторых ситуациях инфицирование человека пнвмоцистой сопровождается развитием легкой клинической симптоматики острой респираторной патологии, однако, в большинстве случаев развивается тяжелое течение пневмоцистной пневмонии.

    Манифестное течение пневмоцистной пневмонии может наблюдаться как в детской возрастной категории, так и среди взрослых.

    В педиатрической практике специалисты все чаще стали сталкиваться с эпидемическим течение пневмоцистной пневмонии на фоне цитомегаловирусной инфекции, протекающей по типу интерстициальной легочной инфильтрации.

    Для пневмоцистной пневмонии характерен продолжительный период инкубации возбудителя, составляющий в среднем 28 дней. В начальной патогенетической стадии развития пневмоцистной пневмонии отмечается развитие пропотевания жидкости в альвеолоциты. В дальнейшем в легочной паренхиме отмечается формирование альвеолярно-капиллярного блока, соответствующего клинической ателектатической стадии пневмонии. В поздней стадии патогенеза пневмоцистной пневмонии на первый план выступают признаки эмфизематозного поражения легких и осложнений в виде спонтанного пневмоторакса, пневмомедиастинума, подкожной эмфиземы.

    Патогномоничными клиническими маркерами пневмоцистной пневмонии у детей является появление с первых суток грубого, лающего кашля сходного с таковым при коклюше, не сопровождающегося выделением мокроты с максимальной активностью в ночное время. В дальнейшем кашель становится более продуктивным, вследствие чего отмечается выделение серой, стекловидной, вязкой мокроты. В педиатрической практике, к сожалению, течение пневмоцистной пневмонии в 50% случаев заканчивается летально.

    В группе новорожденных пациентов, страдающих пневмоцистной пневмонией развивается яркая клиническая симптоматика, в которой преобладают обструктивные проявления, что является благоприятным фоном для формирования рецидивирующего обструктивного хронического заболевания легких.

    Пневмоцистная пневмония у вич инфицированных

    Среди пациентов, страдающих СПИДом, наблюдается преимущественно медленное течение клинической симптоматики пневмоцистной пневмонии с наличием продолжительного периода продромальных явлений (до 12 недель). По окончанию продромального периода отмечается резкий дебют интоксикационной симптоматики, проявляющейся пиретической реакцией гектического типа, носящей продолжительный характер, сопровождающейся снижением веса и нарастающими респираторными нарушениями. Летальный исход наступает, как правило, в результате острой дыхательной недостаточности, что имеет место практически в 80% случаев.

    Несмотря на интенсивную клиническую симптоматику, верификация диагноза «пневмоцистная пневмония» становится возможной после проведения рентгенологического исследования. На рентгенограммах в стандартных проекциях в легочной паренхиме человека визуализируются множественные инфильтративные тени, расположенные диффузно с максимальной концентрацией в медио-базальных отделах. В качестве дополнительных косвенных признаков пневмоцистной пневмонии у ВИЧ-инфицированных людей, на рентгенограмме и томограмме отмечается двухсторонняя лимфаденопатия внутригрудных лимфатических узлов, а также спонтанный пневмоторакс, как признак осложненного течения.

    Пульмонологами отмечается, что течение пневмоцистной пневмонии у ВИЧ-инфицированных лиц по клиническим проявлениям ничем не отличаются от симптоматики пневмонии иной этиологии. Исключение составляют лишь атипичные формы пневмоцистной пневмонии, проявляющиеся развитием миллиарной инфильтрации, полостей деструкции легочной паренхимы, плеврального выпота. Трудно диагностируются пневмоцистные пневмонии у ВИЧ-инфицированных, которые не сопровождаются развитием патогномоничных рентгенологических скиалогических признаков. В реконвалесцентном периоде в легочной паренхиме формируются множественные участки метапневмонического пневмофиброза достаточно большой протяженности.

    Клиническое течение пневмоцистной пневмонии в группе ВИЧ-инфицированных, как правило, тяжелое. Среди респираторных проявлений лидирующие позиции занимает надсадный непродуктивный кашель и выраженная прогрессирующая одышка. Объективными признаками нарастающей гипоксии является развитие акроцианоза, втягивания межреберных промежутков при дыхательных движениях.

    Диагностика пневмоцистной пневмонии

    Достоверная верификация диагноза «пневмоцистная пневмония» на основании исключительно клинических данных, крайне затруднительна. В качестве косвенных диагностических маркеров следует рассматривать наличие у пациента выраженного иммунодефицита, признаков атипичного течения клинической симптоматики, отсутствие положительного эффекта от применения антибактериальных препаратов.

    Среди лабораторных показателей, свидетельствующих в пользу поражения легочной паренхимы следует рассматривать повышенный показатель поглощения радиоактивного галлия-67, при сцинтиграфии, увеличенного уровня лактатдегидрогеназы в сыворотке крови пациента. Ввиду преобладания обструктивного типа респираторных нарушений, для пациентов, страдающих пневмоцистной пневмонией, характерно развитие нарушений при проведении спирографических функциональных проб в виде снижения жизненной емкости легких, а также функции внешнего дыхания, что конечно, нельзя считать патогномоничными диагностическими признаками, так как данные изменения могут наблюдаться и при других заболеваниях легких.

    В качестве лабораторных методов идентификации возбудителя пневмоцистной пневмонии в настоящий момент используется широкий спектр диагностических методик в виде паразитологических, иммунологических и молекулярно-биологических способов обследования пациента. Основополагающим звеном в данных методах является непосредственная визуализация возбудителя в биологическом материале, забранном у пациента.

    В качестве биоматериала для проведения исследования пациента могут быть использованы различные биологические выделения в виде мокроты, промывных вод после лаважа бронхов, биопсийного или секционного материала легочной паренхимы. При продолжительном течении пневмоцистной пневмонии также возможно выделение маркеров возбудителя в сыворотке крови.

    После забора биометариала лаборантом осуществляется предварительное окрашивание мазков с применением различных специфических красителей, позволяющих не только обнаружить, но и определить стадию развития возбудителя. Иммунологические способы верификации диагноза «пневмоцистная пневмония» подразумевают обнаружение специфических иммуноглобулинов, вырабатываемых организмом пациента в ответ на внедрение антигенов возбудителя.

    Лечение пневмоцистной пневмонии

    В отношении лечения и тактики ведения пациентов, страдающих пневмоцистной пневмонией, разработаны эффективные меры специфической терапии, что значительно снизило риск развития осложненных форм заболевания и как следствия – летального исхода. Учитывая тот факт, что основной категорией пациентов, у которых наблюдается развитие пневмоцистной пневмонии, являются ВИЧ-инфицированные пациенты, препараты специфической терапии должны приниматься одномоментно с противоретровирусными лекарственными средствами.

    Еще до недавнего времени широко применялся Бисептол при пневмоцистной пневмонии, однако достаточная фармакологическая активность препарата развивалась только в сочетании с другими антибактериальными средствами. В настоящий момент фармакологами разработан достаточно широкий спектр комбинированных антимикробных средств, хотя Бисептол при пневмоцистной пневмонии продолжает эффективно работать. Следует отметить, что специфическая профилактика пневмоцистной пневмонии проводится также с помощью пролонгированного приема Бисептола в расчетной дозе 20 мг на кг веса пациента, разделяемой на четыре приема.

    В большинстве ситуаций антибактериальная терапия пневмоцистной пневмонии подразумевает пероральный прием таблетированной формы Бисептола, однако, при выраженном иммунодефиците следует отдавать предпочтение внутривенно капельному введению Бисептола в дозе 20 мг на 250 мл 5% раствора глюкозы. Продолжительность антибактериального лечения пневмоцистной пневмонии в среднем составляет 21 день, после чего больной переводится на пролонгированную поддерживающую терапию Бисептолом в суточной дозе 480 мг.

    У части пациентов, получающих специфическое лечение против возбудителя пневмоцистной пневмонии, в период с шестого по четырнадцатый день терапии может наблюдаться развитие побочных реакций в виде пиретической реакции, сыпи и зуда, диспепсических явлений, агранулоцитоза, что является показанием для отмены препарата. В данной ситуации необходимо заменить Бисептол на парентеральное введение Пентамидина в расчетной суточной дозировке 4 мг на кг веса пациента.

    Особое место в лечебных мероприятиях ВИЧ-инфицированных пациентов занимает специфическая вторичная медикаментозная профилактика пневмоцистной пневмонии, которую необходимо начинать при прогрессирующем снижении уровня CD4-лимфоцитов менее чем 0,2×109/л.

    Пневмоцистная пневмония – какой врач поможет ? При наличии или подозрении на развитие пневмоцистной пневмонии следует незамедлительно обратиться за консультацией к таким врачам как инфекционист, иммунолог.

    vlanamed.com

    Можно ли от ВИЧ заразиться ВИЧ и как обезопасить себя

    ВИЧ инфицирование на сегодняшний день одно из самых опасных заболеваний. До сих пор не существует лекарств, способных излечить от него. Поэтому многие люди просто боятся общаться с инфицированными. Они стараются не прикасаться к таким людям, не ходить с ними в один бассейн и не могут даже обнять их. Если знать все пути возможного заражения, то страх будет существенно меньше и вопросы на тему можно ли заразиться от ВИЧ инфицированного, самостоятельно отпадут.

    Необходимо понимать насколько это заболевание опасно и как себя можно уберечь. Также желательно знать, что делать в случае столкновения с ВИЧ положительным человеком. Вирус действительно опасен и практически разрушает иммунную систему, ослабляя организм настолько, что он не способен бороться даже с самыми простыми заболеваниями. Если не пытаться бороться с вирусом, то постепенно он переходит в последнюю стадию, которая называется СПИД. Смерть инфицированного человека наступает не от вируса, а из-за любого заболевания, которое проникает в организм, находящийся без иммунитета. Так можно ли от ВИЧ заразиться ВИЧ и как это происходит?

    Основной путь заражения через кровь. Но нужно учитывать все нюансы, поэтому желательно подробнее узнать каждый возможный путь. Это поможет понять действительно ли можно инфицироваться от ВИЧ положительного человека. Основных путей всего три:

    У каждого из них есть свои особенности, которые влияют на возможность заражения.

    Заражение через кровь происходит только в том случае, когда кровь зараженного попадает в организм здорового. Часто это бывает у наркозависимых людей, которые используют для инъекций один шприц. Так частички крови остаются на нем и с легкостью попадают с новой инъекцией другому человеку.

    Получить заражение можно при использовании других грязных медицинских инструментов. Опасность заболеть имеют медицинские сотрудники, которые сталкиваются с кровью пациентов при заборах или других манипуляциях. Поэтому все выполняется строго в перчатках и с соблюдением всех внутрибольничных правил.

    Заразиться может и пациент, если ему переливают кровь от инфицированного человека или трансплантируют его орган. В этих случаях заболевание развивается быстрее, ведь в организм попадает достаточное количество вируса. Вирусная нагрузка получается очень большой, что провоцирует сильный удар по иммунной системе. А если организм человека после переливания и операции слаб, то вирус быстрее захватывает новые территории.

    Если кровь зараженного попадает на кожу, то риск заражения минимальный. Но когда на коже есть трещинки и ранки, то вирус может спокойно пробраться в организм и начать там постепенно размножаться. Также существует риск при нанесении татуировок или при прокалывании частей тела для сережек

    Получить инфицирование ВИЧ можно через половой акт с инфицированным При этом заражение может быть не только через сперму. Выделения влагалища тоже имеют в себе вирус. Хоть в этом случае риск все же меньше. Вирус находится не только в крови. Его находят в других его жидкостях, хоть вирусная нагрузка у них меньше.

    Описывают случаи, когда заражение произошло через минет. При этом он опаснее именно для принимающей стороны. Ведь тогда эта сторона может столкнуться со спермой, что существенно повышает риск. Но и для дающей стороны существует некоторый риск. Ведь никто не знает, существуют ли во рту ранки, которые кровоточат и нет ли царапин на половом члене. Ведь в этом случае вирус может легко проникнуть в организм здорового человека.

    Этим путем может заразиться ребенок, находясь в утробе матери. Такое может произойти, если мать была ВИЧ инфицирована до беременности или заразилась уже в этот период. Но современные исследования доказывают, что такое случается, если мать не принимает никаких антиретровирусных препаратов. Все же чаще всего рожденные дети ВИЧ негативные. Но всегда нужно понимать, что существует риск. Он бывает:

    Заражаться плод может через плаценту, когда вирус матери проникнет к нему. Обычно плацента защищает ребенка и помогает ему полноценно питаться, поставляя все необходимые вещества. Но если с плацентой проблемы и ее мембрана повреждается или воспаляется, то она не способна защитить плод. Поэтому вирус проникает через нее и заражает.

    Проходя по родовому каналу ребенок сталкивается с кровью матери и выделениями ее вагины. Поэтому даже здоровый и не инфицированный малыш имеет высокий риск получить вирус. Особенно повышается риск при раннем отслоении плаценты или при родовспомогательных действиях с применением акушерских щипцов. Это может повредить кожу ребенка и занести через эти царапинки ВИЧ. Поэтому применяют кесарево сечение.

    При рождении абсолютно не инфицированного малыша, его мать способна заразить через свое молоко. Хоть этот продукт довольно полезен и является источником всех необходимых веществ. Но в случае, когда появляются трещины на сосках, ребенок может с легкостью заразиться. Более того, исследователи доказали, что молоко тоже может стать опасным для ребенка.

    Когда невозможно заразиться ВИЧ

    Многие люди не зная необходимой информации о ВИЧ положительных, стараются вообще от таких людей огородиться. Не заразиться, общаясь с ВИЧ инфицированным человеком, вполне возможно. Ведь вирус невозможно получить ни контактным, ни бытовым, ни воздушно-капельным путем.

    Поэтому не стоит волноваться можно ли заразиться ВИЧ от простого объятия. Не нужно бояться рукопожатий, использования посуды или одежды. Можно посещать один бассейн и туалет совершенно не боясь получить инфицирование. Также ВИЧ не получить через укусы насекомых. Нет риска при поцелуях, но все же не желательно забывать о ранках или кровоточащих деснах при слишком глубоком поцелуе.

    Не стоит бояться стирать вещи больного и здорового вместе. Это не дает вирусу возможности поразить другой организм. При чихании и кашле больного его тоже не получить. При соприкосновении со слезами и потом здоровый человек не инфицируется. А вот использование бритвенных станков или зубных щеток несет риск. Но даже здоровые люди должны иметь свои предметы для гигиены.

    Как избежать заражения

    Чтобы зараженный не инфицировал здоровых, всегда нужно предпринимать все меры безопасности. Прежде всего при сексуальных контактах обязательно использовать презервативы. Это необходимо для тех, кто частенько меняет партнеров. Помимо этого, такая защита поможет обезопасить себя от ЗППП.

    Не желательно использовать предметы личной гигиены. Хоть вне организма человека вирус живет довольно мало, но существует риск заразиться. Во время медицинских манипуляций желательно использовать одноразовые инструменты. Также не забыть о перчатках и других средствах возможной защиты. Те, у кого вскоре будет оперативное вмешательство, могут заранее сдать свою кровь, ее в дальнейшем для него используют.

    Особую внимательность и осторожность нужно применять беременным женщинам, ведь они отвечают не только за свою жизнь. Поэтому они должны быть предельно осторожными с ВИЧ инфицированными.

    Как узнать о своем статусе ВИЧ

    Для этого достаточно сдать анализ на ВИЧ, который можно сделать в любой лаборатории. Для исследования понадобится кровь, в моче и слюне недостаточная вирусная нагрузка, поэтому определить по ним наличие вируса сложно. Результаты анализа человек получит через 3-5 дней.

    Исследование проводят методом ИФА. Если же первый результат получился положительным, обязательно проводится еще один анализ. Но для этого могут применять другие методы, которые помогут подтвердить наличие вируса или опровергнуть.

    Если человек подозревает, что он заразился ВИЧ, то он делает анализ трижды. Первое исследование проводится через 6 недель после возможного заражения, следующие через 3 и 6 месяцев. Это необходимо для точного выявления вируса, ведь попав в организм его практически невозможно сразу же заметить. Особенно когда вирусная нагрузка ничтожно мала, но человек все же будет заразный. Через некоторое время вирус размножается и он становится заметным во время анализов.

    Что делать при положительном статусе

    Необходимо обратиться к врачу или в Центр СПИДА. Пациент обязательно получит всю лекарственную и психологическую помощь. Назначаются антиретровирусные препараты, которые помогают уничтожать активные клетки вируса. Это способно задержать распространение ВИЧ и дать возможность прожить привычную жизнь. При отказе от лечения, вирус быстро распространится по организму и перейдет в СПИД. В таком случае жизнь сокращается и человек проживет не более 10-12 лет. Поэтому очень важно знать все пути проникновения ВИЧ в организм и постараться максимально защитить себя.

    infeksiya.ru

    Эпидемиологический контроль за медработниками имевшими контакт с кровью ВИЧ-инфицированных

    Методические указания по эпидемиологическому контролю за медработниками имевшими контакт с кровью ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом

    Методические указания составили:

    к.м.н. Гражданов Н.П.

    доц. Слюсарев Л. И.

    В настоящее время в мире ведется много исследований с целью выявления передачи ВИЧ от пациентов лечебных учреждений, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом медицинским работникам. Этот вариант внутрибольничной передачи приобретает особую важность, так как приводит к профессиональному заражению медицинских работников.

    В сентябре 1988 года в рамках Глобальной программы по СПИДу ВОЗ было начато осуществление проекта, целью которого является сбор всех имеющихся в разных странах данных о случаях передачи ВИЧ от больного медицинскому работнику.

    Самый важный аспект профессионального заражения — это их частота. Имеющиеся факты свидетельствуют о низком риске таких заражений.

    В таблице № 1 суммирована большая часть результатов соответствующих обследований медицинских работников, проведенных в разных странах мира.

    Авторы : Число контактировавших медработников

    Weiss et.al.(1985) 2245

    MsMahon. Sutterer 2557 (1988)

    Marcus et.al. (1989) 2880

    Ippolito et.al.(1990) 2520

    Henderson (1993) 3916

    Частота заражения медицинских работников при контакте с ВИЧ-инфицированной кровью.

    Как видно, частота заражения при контактах с ВИЧ-инфицированной кровью не превышает 0.2%. При контакте с кровью больных гепатитом В частота заражения медицинских работников достигает 7-30%, что превышает таковую при ВИЧ-инфекции в 20-100 раз.

    Среди факторов, способствующих заражению ВИЧ. на первое место ставят дозу инфекта, обусловленную объемом инъецируемой крови и концентрации в ней ВИЧ. Низкая инфективность ВИЧ по сравнению с вирусом гепатита В объясняется возможно низкими концентрациями его в крови. В 1 мл крови больного гепатитом В содержится до 100 млн. инфекционных единиц возбудителя, а у больного СПИДом — только 10-1000 единиц. Инъекционные иглы несут на себе больший объем крови, чем шовные иглы. Контакты с кровью при уколах и порезах намного опаснее, чем при попадании на кожу и слизистые. Наибольшей группой риска является процедурные медсестры и клинические лаборанты.

    Центр по контролю за болезнями (США) предлагает следующее определение случая документированного профессионального заражения «Медицинский работник, не подвергавшийся известным факторам риска заражения ВИЧ, в сыворотке которого, взятой вскоре после профессионального контакта, не было AT к ВИЧ, но они появились при повторных обследованиях, несмотря на отсутствие в период наблюдения других источников заражения».

    Необходимо, однако, отметить, что понятие «профессиональная передача ВИЧ» определяется в различных государствах по-разному, а стандартного определения нет. Специалисты ВОЗ R.Marcus, K.Kay. J.M.Mann считают, что сероконверсия действительно связана с профессиональным контактом, если:

    1. У данного медицинского работника при обследовании вскоре после контакта (предпочтительно не позднее чем через 30 дней) антитела к ВИЧ не были выявлены.

    2. Отмечались признаки острого ретровирусного синдрома во временной связи с контактом (на основании клинических наблюдений через 2-3 недели после контакта с характерными симптомами: лихорадка, сыпь на коже живота к туловища, увеличение лимфоузлов, разбитость, миалгия, артралгия).

    3. Обнаружена сероконверсия в течение периода наблюдения после контакта.

    Кроме того, к случаям установленного (документированного) или возможного заражения отнесены только те, когда сам медицинский работник отрицал любую другую возможность контакта с ВИЧ, кроме профессионального.

    КОНТАКТАМИ С КРОВЬЮ называются все контакты крови со слизистыми оболочками, поврежденной кожей или укол использованным инструментом, а также попадание крови на неповрежденную кожу. А.Контакт с кровью, представляющий высокий риск:

    — прокол кожи использовании острым инструментом.

    — попадание брызг крови на слизистые оболочки и на поврежденную кожу.

    B. Контакт с кровью, представляющий невысокий риск:

    — любой контакт с небольшим объемом крови (например, повреждение твердой хирургической иглой и др.),

    — контакт при неповрежденной коже.

    C. Не представляет эпидемиологической опасности:

    — прокол кожи неиспользованным острым инструментом.

    — следы крови на одежде.

    — брызги некровянистой субстанции.

    При проведении исследований с регистрацией всех случаев контактов с кровью необходимо определить важные эпидемиологические факторы, такие как анатомическая локализация ранения и обстоятельства, при которых чаще всего происходят ранения, категория пострадавшего медработника. В связи с этим предлагается журнал учета контактов с кровью пациентов при проведении инвазивных манипуляций не зависимо от иммунного статуса пациента (приложение N 1).

    В случае контакта с кровью пациента медицинским работником должны быть предприняты определенные действия для предотвращения профессионального заражения.

    А) ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ КРОВИ ПАЦИЕНТОВ:

    а) Медицинскому работнику:

    — при попадании крови в лицо его старательно моют мылом, глаза промывают водой или раствором марганцевокислого калия в разведении 1:10000;

    — при попадании крови, других биологических субстанций в рот. ротовую полость прополоскать 70 С спиртом;

    — при нарушении целостности кожи (порезы, уколы) с травмированной поверхности выдавить кровь, кожу обработать 70-градусным спиртом, затем йодом;

    — кожу рук и других частей тела под загрязненной кровью одеждой протирают 70-градусным спиртом;

    — обувь обрабатывают двукратным протиранием ветошью, смоченной в одном из дезрастворов;

    — поставить в известность администрацию, б) Действия администрации больницы:

    — оценить и зарегистрировать в журнале учета контактов с кровью вид воздействия, например, травма иглой, порез острым инструментом, попадание брызг на слизистую оболочку или поврежденные участки кожи;

    — в случае профессионального контакта с ВИЧ-инфицированной кровью составить акт режимной комиссии лечебно-профилактического учреждения;

    — копию акта представить в ОблУЗО и областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и территориальную СЭС (приложение N2);

    — проинформировать медработника относительно последующего риска для окружающих. Посоветовать применять безопасные методы сексуальных отношений, отложить беременность;

    — предложить пострадавшему пройти тестирование на ВИЧ (код 115) во время во действия для определения исходного уровня и затем через 6 недель, 12 недель. 6 месяцев и 12 месяцев после воздействия, установить медицинское наблюдение за пострадавшим медицинским работником, тщательно отмечать б этот период все признаки нездоровья (Ф 025У);

    — медицинское наблюдение осуществляет врач отделения (кабинета) по оказанию медицинской помощи ВИЧ-инфицированным;

    — по окончании наблюдения направить в Донецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и территориальную СЭС информацию о результатах медицинского наблюдения за медицинским работником, контактировавшим с кровью ВИЧ-инфицированного пациента (приложение N 3).

    Б) ХИМИОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПОСЛЕ КОНТАКТА С ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННОЙ КРОВЬЮ.

    Применительно к ВИЧ приобретает особую значимость вопрос постэкспозиционной химиопрофилактики последствий возможного заражения медицинских работников после контакта с ВИЧ-инфицированной кровью или биологической жидкостью.

    За рубежом в течение ряда лет изучается эффективность зидовудина (аналог азидотимидан, ретровир, тимозид) для этой цели и предварительные результаты исследований позволяют рекомендовать дифференцированные показания к профилактическому назначению зидовудина в зависимости от типа контакта. Прием зидовудина следует начинать как можно раньше после контакта (в первый час, но не позднее 12 часов), не дожидаясь обследования пациента — вероятного источника заражения на ВИЧ (таблица N 2). Если результат обследования на наличие AT к ВИЧ у пациента отрицательный или положительный у медработника, то химиопрофилактика прекращается.

    Профилактика зидовудином медицинских работников с потенциально профессиональным заражением ВИЧ (200 мг каждые 4 часа х 3 дня до выяснения иммунного статуса пациента или медработника, в том случае, если пациент ВИЧ-инфицирован 200 мг каждые 4 часа х 25 дней).

    lekmed.ru

    ВИЧ-инфицированные дети: обучение и воспитание

    Как и в большинстве стран мира, в России люди, живущие с ВИЧ, вынуждены скрывать свой диагноз от окружающих, соседей, коллег по работе, друзей, в том числе и от самых близких людей. Опасаясь разглашения ВИЧ-положительного статуса ребенка, родители нередко предпочитают не отдавать его в детский сад, сами ограничивают общение ребенка со сверстниками, что, безусловно, негативно отражается на его развитии и социализации.

    Чтобы не допустить ограничения прав детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, на получение образования, во многих странах в 1990-х годах были разработаны и приняты специальные законодательные акты, а также положения, регламентирующие порядок приема и обучения ВИЧ-положительных детей в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах.

    Положение об обучении ВИЧ-инфицированных детей основывается:

  • на праве родителей не разглашать свой диагноз и диагноз ребенка при зачислении его в образовательное учреждение;
  • на правиле соблюдения персоналом учебного заведения конфиденциальности, то есть неразглашения сведений о состоянии здоровья ребенка, полученных от родителей или ставших известными другим путем;
  • на требовании соблюдать основные гигиенические правила и универсальные меры профилактики.
  • Принятие таких положений и проведение масштабной просветительской работы среди руководителей, воспитателей и преподавателей образовательных учреждений дало многим тысячам ВИЧ-положительных детей возможность ходить в детский сад, учиться в школе вместе со сверстниками, получать достойное образование. Возникшие в некоторых странах, в частности, в Швеции, в начале 1980-х годов (когда ВИЧ был только что открыт и ученые еще многого о нем не знали) специальные группы дневного пребывания детей и детские клубы-кружки для ВИЧ-положительных дошкольников были в скором времени расформированы за полной ненадобностью.

    Сегодня в большин стве стран мира дети, живущие с ВИЧ, ходят в обычные детские сады, учатся в обычных школах, отдыхают вместе с остальными детьми на обычных курортах и в летних лагерях.

    За годы распространения эпидемии ВИЧ-инфекции нигде в мире, в том числе и в России, не было зарегистрировано ни одного случая передачи вируса от одного ребенка другому в условиях детского сада или школы.

    Право на сохранение в тайне медицинского диагноза, в том числе диагноза «ВИЧ-инфекция», предусмотрено законодательством

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

    Российские законы гарантируют ВИЧ-положительным взрослым и детям те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Право ВИЧ-положительных детей на обучение и воспитание реализуется в рамках дей ствующего законодательства, согласно которому ВИЧ-положительный ребенок должен быть принят в любое учебное заведение на общих основаниях. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или начальную школу, равно как и исключения из них.

    СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА

    Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

    При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения.

    Если по состоянию здоровья ВИЧ-положительному ребенку трудно посещать школу, то родители ребенка вместе с лечащим врачом и специалистами органа управления образованием решают вопрос о его временном или постоянном надомном обучении. В таких случаях также возможен перевод ребенка в учебное заведение санаторного типа.

    ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА СОХРАНЕНИЕ ТАЙНЫ ДИАГНОЗА РЕБЕНКА

    При поступлении в дошкольные образовательные заведения или школу от родителей не требуется сообщать диагноз ребенка администрации образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

    Право на сохранение в тайне медицинского диагноза, в том числе диагноза «ВИЧ-инфекция», предусмотрено законодательством не случайно. Население в целом и работники образования в частности недостаточно информированы о ВИЧ-инфекции, а неверные представления о природе заболевания и необоснованные опасения заразиться ВИЧ широко распространены. Поэтому высока вероятность того, что в школе или детском саду к ВИЧ-положительному ребенку будут относиться с опаской, а часто – и откровенно негативно, с презрением и негодованием требовать, чтобы его удалили из группы или класса. По данным исследований, проведенных фондом «ФОКУСМЕДИА» в разные годы во многих городах страны, от 55 % (в 2004 году) до 44 % (в 2006 году) опрошенных сказали, что они забрали бы своего ребенка из школы или детского сада, если бы узнали, что туда ходит ребенок с ВИЧ. В то же время, согласно исследованию Центра социологических исследований Министер ства науки и образования РФ, проведенному в 2005 году в 23 городах страны, лишь около 15 % родителей потребовали бы удалить ВИЧ-положительного ребенка из класса или школы или же сами забрали бы оттуда своего ребенка. Более чем у половины учителей известие о том, что в школе учится ВИЧ-положительный ребенок, вызвало бы некоторую обеспокоенность, но суще ственно менять свое поведение по отношению к нему они бы не стали.

    Информирование руководителя и персонала учебного заведения о наличии у ребенка ВИЧ-инфекции возможно только в добровольном порядке.

    Родители могут сообщить персоналу образовательного учреждения диагноз ребенка, например, в том случае, когда ребенку назначены АРВ-препараты и их прием приходится на время пребывания ребенка в детском саду или школе.

    Естественно, это произойдет, только если родители будут доверять воспитателю, медсестре или учителю, находить у них понимание и сочув ствие и, самое главное, будут уверены, что объявление диагноза не повлечет за собой негативного отношения к ребенку или к ним самим, а информация о ВИЧ-положительном статусе ребенка сохранится в тайне от остальных сотрудников, детей и их родителей.

    ПРАВИЛО СОБЛЮДЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответ ственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

    Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.

    ТРЕБОВАНИЕ СОБЛЮДАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

    Противоэпидемический режим в учреждениях образования регламентируют документы Минздравсоцразвития РФ (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоох-ранения Российской Федерации 25 ноября 2002 г. Дата введения: 1 сентября 2003 г.).

    Сегодня ВИЧ-инфекция может коснуться каждого. Люди могут годами жить с вирусом и не подозревать о его наличии из-за отсут ствия у них каких-либо признаков заболевания. Для того чтобы предотвратить возможность инфицирования ВИЧ, гепатитами, другими инфекциями, передаваемыми через кровь, всем необходимо соблюдать простые меры профилактики.

    Соблюдать эти меры нужно всегда, везде (в учебном и медицинском учреждении, на работе и на отдыхе) и в отношении всех без исключения людей, поэтому они называются универсальными.

    Требование соблюдать универсальные меры профилактики в дошкольных и общеобразовательных учреждениях связано с профилактикой не только ВИЧ-инфекции, но и любых инфекционных заболеваний, передающихся через кровь.

    Универсальные меры профилактики должны соблюдаться в любом дошкольном учреждении и школе независимо от того, обнаружена ли у кого-то из учеников или сотрудников ВИЧ-инфекция или другое инфекционное заболевание.

    Руководители образовательных учреждений должны обеспечить не только знание персоналом универсальных мер профилактики, но и их ежедневное соблюдение, для чего в учреждении должен быть постоянно пополняемый запас дезинфицирующих сред ств, медицинских перчаток, одноразовых медицинских инструментов, сред ств для оказания первой помощи.

    Оборудование и оснащение аптечки первой помощи медицинского кабинета образовательного учреждения регламентируют Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.117802 – «Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета»). Использование содержимого аптечки контролирует медицинский работник учреждения образования.

    С универсальными мерами профилактики при оказании первой помощи, в том числе самим себе, должны быть ознакомлены также воспитанники и ученики образовательного учреждения в объеме и форме, которые доступны пониманию в их возрасте. Воспитатели и учителя должны научить детей правилам оказания первой помощи при травмах и соблюдению универсальных мер профилактики.

    ЕСЛИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У РЕБЕНКА СТАЛО ИЗВЕСТНО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

    Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИДцентр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

    Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх обще ственного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большин ство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.

    Если о диагнозе ребенка сообщили родители

    Медсестре, воспитателю, классному руководителю, заведующей детсадом или завучу школы, которым родители сообщили о диагнозе ребенка, важно помнить, что без согласия родителей они не имеют права говорить об этом другим сотрудникам образовательного учреждения, а также родителям других детей и что они несут ответ ственность за разглашение этих сведений третьим лицам.

    Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впослед ствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

    Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекар ства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочув ствием.

    Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.

    Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

    Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекар ства, что больна его мама или отец.

    В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

    В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.

    Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

    На нынешнем этапе эпидемии, когда в нее вовлечены все слои населения независимо от их образа жизни, ВИЧ-инфекция может затронуть самую добропорядочную семью. Если стало известно, что, возможно, у кого-то из детей ВИЧ-инфекция, воспитатели и учителя не должны поддерживать эти слухи, тем более – расспрашивать «подозреваемых» родителей о ВИЧ-статусе их ребенка.

    Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным послед ствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

    В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

    Если стало известно о ВИЧ-положительном статусе конкретного ребенка или сотрудника образовательного учреждения

    Чаще всего, особенно в небольших городах, работники образования будут сталкиваться с ситуацией, когда о том, что у ребенка, его родителей или какого-либо сотрудника образовательного учреждения есть ВИЧ-инфекция, сообщат не родители или сам ребенок, а посторонние – соседи, знакомые, медицинские работники.

    В этом случае задача сотрудника образовательного учреждения (воспитателя или учителя) – поговорить с «источником информации»: объяснить, какие трагические послед ствия для ребенка и его семьи может иметь распространение подобных слухов, подробно разъяснить, что знание ВИЧ-статуса конкретного ребенка или сотрудника образовательного учреждения вовсе не обязательно для обеспечения безопасности остальных детей и учителей, напомнить об универсальных мерах профилактики.

    Если велика вероятность того, что эти слухи будут распространяться и дальше, целесообразно побеседовать с родителями ребенка, объяснить им ситуацию и, не задавая прямого вопроса о том, дей ствительно ли ребенок или сами родители ВИЧ-положительные, предложить помощь и совместно выработать тактику дальнейшего поведения.

    Как и в предыдущих случаях, рекомендуется провести в образовательном учреждении занятия по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов и организовать уроки толерантности.

    Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение

    Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присут ствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

    Воспитатель или учитель должен поговорить с обеспокоенными родителями, объяснить им, что:

    • сведения о ВИЧ-положительном ученике могут быть недостоверными;
    • присутс твие в детском коллективе ВИЧ-положительного ребенка не опасно для остальных детей и разъяснить, почему: рассказать о путях передачи ВИЧ и о том, как ВИЧ не передается, акцентировать внимание родителей на том, что почти за 25 лет развития эпидемии во всем мире не было зафиксировано ни одного случая передачи ВИЧ от ребенка ребенку в детском саду или в начальной школе, объяснить, почему риск инфицирования, когда дети кусаются, дерутся, царапаются, практически отсут ствует, рассказать о том, какие меры профилактики соблюдаются в образовательном учреждении;
    • закон запрещает исключение ребенка из образовательного учреждения на основании наличия у него диагноза «ВИЧ-инфекция»;
    • образовательное учреждение в полном соответс твии с законами Российской Федерации принимает и обучает всех детей независимо от их ВИЧ-статуса;
    • требовать у родителей разглашения ВИЧ-статуса – их собственного или их ребенка – противозаконно;
    • не следует создавать ажиотажа вокруг ученика, у которого, возможно, есть ВИЧ-инфекция: учитывая эпидемическую ситуацию в стране, регионе и городе, вполне можно допустить, что среди самих обеспокоенных родителей, их коллег по работе, друзей и род ственников могут оказаться люди, живущие с ВИЧ, а в школе могут учиться другие дети с ВИЧ;
    • обнаружить и изолировать всех людей, живущих с ВИЧ, невозможно, нецелесообразно, недопустимо и бесчеловечно;
    • надо проявлять деликатность: не следует задавать вопросов о наличии ВИЧ-инфекции у кого бы то ни было;
    • если сам ребенок или его родители кому-то из одноклассников или их родителей раскроют свой ВИЧ-статус, следует проявить сочув ствие и морально поддержать ребенка.
    • Родителям можно дать почитать буклеты информационных кампаний по солидарности с людьми, живущими с ВИЧ, а также буклеты с общими сведениями о ВИЧ-инфекции и ее профилактике.

      Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

      Если родителей много, то целесообразно провести с ними общую беседу, к которой надо тщательно подготовиться: разработать план беседы, продумать ответы на возможные вопросы, обязательно пригласить для участия в беседе руководителя и медицинского работника образовательного учреждения, а при возможности – специалиста из местного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом или врача-инфекциониста. Исследования показывают, что в подобных случаях люди больше доверяют информации, полученной от медицинского работника.

      Если ребенка переводят в другое учебное заведение По разным причинам, в том числе из-за раскрытия диагноза, родители ВИЧ-положительного ребенка могут принять решение перевести его в другой детский сад или школу. При передаче личного дела ребенка в другое учреждение администрации и персоналу образовательного учреждения следует помнить об ответ ственности за разглашение диагноза ребенка без согласия родителей.

      www.u-hiv.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *