В чуме у ненцев

by:

Инфекции

Конспект занятия «Быт народа Севера — ненцев»

Конспект занятия «Быт народа Севера — ненцев»

-дать представления детям о жизни и традиционных занятиях ненцев;

-продолжать знакомить с животным севера оленем, показать взаимосвязь и зависимость жизни животного (оленя) от человека и человека от животного;

-ввести в активный словарь существительные:чум, нарты, паница, малица, пимы, ягель; оленевод, чумработница;глаголы: кочевать.

-развивать целостность восприятия,умение составлять целостной предмет из частей;

— развивать понятийность мышления, умение устанавливать последовательность действий (сбор чума) по серии картинок;

— развивать связную речь, продолжать учить составлять рассказ-описание по плану-образцу взрослого;

-развивать слуховое восприятие;

-развивать координацию движений и речи.

-воспитывать чувство уважение к коренным народам, к их труду традициям

-рассматривание фотографий, альбомов о жизни, труде людей коренных национальностей,

-рассматривание иллюстраций, модель-игрушку о северном олене;

-экскурсия в краеведческий музей,

-фотографии с изображением ненецкой национальной одежды.

— сборный макет чума,

-иллюстрации с изображением национальной одеждой (кукла в ненецкой н одежде);

-иллюстрации с изображением оленя;

— сюжетные картинки о быте и занятии ненцев;

-разрезные картинки (5-6 частей) с изображением оленя;

— последовательные картинки для упражнения «Собери чум»

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом, а поможет нам в этом ветерок «дружбы» .Сейчас я сделаю вдох и передам легкое дуновение на щечку своему соседу слева. Вот так! (дети по кругу передают «ветерок дружбы»). Отлично! Вот мы поздоровались и подружились.

Родина наша- это наш дом,

Где мы все вместе дружно живем?

Педагог: Ребята, что значит жить дружно?

Дети: Ответы (помогать, не обижать друг друга, не ссориться, не обзываться.)

Педагог: Молодцы, значит вы умеете дружить, дружбой дорожить.

2. Основная часть.

Педагог: В нашем округе живут люди разных национальностей (русские, ненцы, коми, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы,) и все они тоже живут единой, дружной семьей, проявляют к друг другу внимание, уважение, помогают друг другу в беде.

— Сегодня мы поговорим о северных коренных народах, узнаем, где они живут, чем занимаются.

— Какие национальности коренных народов вы знаете?

Дети: Ответы (если затрудняются педагог называет сам и одновременно показывает иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах- ненцев, коми).

Педагог: Сегодня мы побываем в гостях у ненцев.

Ребята, где живут ненцы? Как называется их жилище?

Дети: Ответы. (В тундре, чум)иллюстрация

Педагог: Ненцы живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а ненцам домом служит чум. Чум- это дом, он напоминает конусообразную палатку из жердей, покрытую полотнищами из оленьих шкур. Место установки определяет мужчина, а устанавливает чум женщина.

(показ макета чума, рассматривание строение чума, затем педагог показывает последовательность сборки чума).

Чуму не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, т к ненцы не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей.

Занимается хозяйством в чуме женщина, ее называют чумработница, значит занимается работой по чуму.

Как вы думаете ребята, чем занимается хозяйка-мама в чуме.

Дети: Ответы (Готовит пищу, стирает, убирает.)

Педагог: Правильно. Хозяйка чума готовит еду, убирает в чуме, смотрит за детьми, обрабатывает оленьи шкуры, шьет из них одежду.

В тундре нет магазинов, поэтому игрушки для своих детей делают родители. Для мальчиков-лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек –куколок, которые изготавливают из утиных носиков, шью куколке такую же одежду, какую носят сами. (Показ ненецких игрушек)

У хозяина тоже много работы. Он ловит рыбу, занимается охотой. Но основное занятие мужчины- ненца — пасти оленей и называют его пастухом- оленеводом.

Педагог: У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотри и расположи картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.

Коррекционно развивающее упражнение «Собери чум»»( 4 картинки с изображением последовательности собирания чума)

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, нагл. действенного мышления.

Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.

Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)

В лесотундре из жердей. (руки в стороны)

Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)

Дом,мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в

По привычке кочевой. сторону)

Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем»п ечь)

По -хозяйски растопить,

И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)

Всех соседей пригласить!

Дети садятся за столы.

Педагог: На столах у вас картинки, а картинки непростые,а разрезные. Собери картинку и скажи, кто на ней изображен?

Коррекционно-развивающее упражнение «Собери целое из частей»

Педагог вносит картину «Северный олень» (читает стихотворение):

Быстро мелькают легкие тени,

Мчаться зимою в тундре олени.

Не остановятся ни на минутку,

Ноги их быстры, уши их чутки.

Педагог: Послушайте мой рассказ о жизни оленя рядом с человеком.

Самый главный помощник в тундре это олень. Олень кормит людей, мясо оленя основная пища ненцев. Олень одевает людей, из оленьей шкуры ненцы шьют себе одежду. Малица- одежда мужчин- ненцев. Паница – это женская верхняя одежда. Пимы-это обувь, которую шьют из шкуры оленя (показ слайдов). Шкура у оленя теплая и в такой одежде ненцам не страшны холода и морозы.

Олень прекрасное животное. У него крупное, овальное тело, большая голова, ветвистые рога, высокие сильные ноги, т. к оленю приходится много бегать. Кроме того, широкие копыта оленей не дают им проваливаться в снег или болото.

Их тело покрывает густая теплая шерсть, защищающая животное от холода.

Олени едят ягель- это главная пища оленей. Ягель-это белый мох, который растет в тундре. (Показ слайда) .Летом ягель просто найти, а зимой оленям приходится выкапывать копытами глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. Олени пасутся стадами, чтобы хватило пищи стаду, приходится оленеводам не стоять на месте, а все время двигаться. Вот почему оленеводы кочуют со своими стадами по тундре. Складывают чум и едут на другое место, Оленей запрягают, они тянут нарты, везут груз и семью оленевода. (показ макета саней). Без оленя в тундре не прожить, без оленя человек погибает. Поэтому жители тундры ценят и любят это умное животное.

Педагог вносит мнемотаблицы.

Педагог: Дети, сейчас по этим табличкам-схемам мы будем составлять рассказ про оленя.

Педагог: (разъясняет и рассказывает по таблицам рассказ)

По первой табличке нужно рассказать- кто это (Это-олень,

— по второй -где живет олень (Олень живет в тундре);

по третьей табличке рассказать о внешнем виде оленя (строение животного);

— по четвертой — чем питается олень (Олень питается ягелем, ягодами, грибами)

— по пятой как помогает олень человеку (Олень перевозит людей груз, из оленьей шкуры шьют одежду ит. д.)

Дети: Ответы (Рассказывают рассказ про оленя, при затруднении помощь педагога).

Педагог: Замечательные рассказы!

Педагог: А сейчас мы поиграем в занимательную игру «Слушай, вспоминай, на вопрос отвечай» .

-Дети, о каком коренном народе мы говорили на занятии?

-Как называется жилище ненцев?

-Чем занимаются ненцы в тундре?

-Что такое паница (малица, пимы? Кто ее носит?

— Какое животное живет в тундре и помогает человеку?

-Чей рассказ об олене вам больше всего понравился и почему?

Педагог: Вот сколько нового и интересного мы узнали на занятии о жизни северного народа- ненцах и о жизни северного оленя. !

Ребята давайте послушаем детскую песню «Северный олень» Слова М. Шульгина, муз. А. Выучейской.

Конспект НОД «Животные Севера» Цель: — закрепить с детьми названия животных Севера, знания их внешних признаков, чем питаются, характерные повадки, знать «семью»; — упражнять.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказки народов севера» 1. Программное содержание: формирование представлений об образе жизни коренных народов севера Тюменской области, развитие познавательного.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Жизнь и быт народов Севера» Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности. Задачи: — развивать любознательность и интерес к особенностям.

Проект «Краеведческий мини-музей. Быт и культура малочисленных народов севера» Подготовка к работе по данной теме: Изучить краеведческую литературу, пополнить мини – музей в детском саду. Вместе с родителями оборудовать.

Проект «Животные севера и юга» Проект «Животные севера и юга» Актуальность: Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания,.

Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран.

Конспект экскурсии «Древняя письменность ненцев, или Ненецкий орнамент» Цель и задачи экскурсии: • познакомить с разнообразными ненецкими орнаментами; • научить «читать» орнаменты; • воспитать чувство любви.

Сценарий спортивно-игровой программы «Традиционные народные игры ненцев» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОЛЕНЕНОК» Спортивно – игровая.

«В гостях у Айоги». НОД в старшей группе, посвященная культуре народов Севера Цель: обогатить знания детей о культуре коренных народов, населяющих Тюменскую область, фольклоре народов Севера. Программное содержание:.

www.maam.ru

Снаружи чум имеет коническую форму . Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума — макодаси .

После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.

источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

1. Губкинская централизованная библиотечная система: http://gublibrary.ru/.

2. Фотографии чума: http://www.tourblogger.ru/node/85768; http://www.estateline.ru/termin/3361; http://news.uralistica.com/?p=4102; http://articulate.ru/esli-ty-polyubish-sever-ne-razlyubish-nikogda.htm.

3. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, 2 том, изд. РООССА.

4. Хомич Л.В. Ненцы — М.Л. -1966.

5. Южаков А, Мухачева А. Этнические особенности оленеводства ненцев. — 2000.

6. Описание чума: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%BC.

Работа Софьи и ее дедушки

Тематический словарь

1. Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами.

2. Ненцы – коренной малочисленный народ Севера.

3. Жердь — тонкий длинный ствол дерева очищенный от сучьев и ветвей, используется при строительстве изгородей, навесов и крыш.

4. Очаг — место или устройство для разведения и поддержания огня.

5. Нюки – покрышки, которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя.

6. Макодаси – отверстие в верхней части чума.

7. Симза – центральный внутренний шест.

8. Камус это часть шкуры, снятая с ноги оленя.

9. Ровдуга – замша из оленьих шкур.

10. Циновка — плотная плетёнка из лыка, соломы, камыша, тростника.

11. Мюйко – старые зимние покрытия, мехом внутрь.

Источники: Википедия, Большая Советская Энциклопедия, Letopisi.ru.

Зайдите в комнату к ребенку, и по обстановке, по вещам сможете узнать о его жизни, его увлечениях. Зайдите в любую квартиру, и вы сможете узнать о людях, живущих в ней, об их обычаях. Посмотрите на жилище, из чего и как оно сделано, зайдите в него и внимательно посмотрите вокруг. Вы узнаете о целых народах. По жилищу вы узнаете историю, культуру, обычаи, традиции, их образ жизни и род деятельности. Глядя на жилище можно рассказать о природных и климатических условиях, в которых проживают народы. По жилищу можно даже узнать об одежде и о кухне этого народа.

Мы собирали материал про чум. Много узнали об этом жилище — оно интересное и красивое, совсем не похожее на наши дома. Строят чум не из обычных кирпичей и бревен, а из шестов, оленьей шкуры и бересты. Живут в чумах на Севере. Самое главное — в нем тепло и уютно. Вот так дом помогает понять мир.

Во время работы над проектом мы обсуждали модель будущего дома всем классом. Каждый из нас придумал свою модель, а некоторые ребята их сделали. Самым интересным было, когда мы зажгли очаг в чуме. Всем сразу захотелось побывать внутри.

sites.google.com

Почему ненцы живут в чуме

Меня зовут Дмитрий Романюк. Я из г. Салехард и хочу представить свою работу, посвящённую традиционному жилищу коренных народов крайнего севера. Ямало – Ненецкий автономный округ — историческая Родина малочисленных народов севера: ненцев; ханты; селькупов. Ненцы – самый большой по численности народ на Ямале, занимаются оленеводством , охотой и рыболовством. Оленеводство требует постоянного кочевья, связанного с изменением времён года

По земле ползет поземка,

А олени бродят в тундре

люди, знающие тундру,

где их теплые постели,

где вскипает чай горячий,

Мы проживаем на Крайнем Севере — в регионе с очень суровыми климатическими условиями. Долгая зима, короткое прохладное лето, полярная ночь и полярный день, слой вечной мерзлоты . Кочевые ненцы вынуждены жить в чумах. Мне стало интересно: почему ненцы в мире новых технологий и прогресса до сих живут в чумах, а не в домах? Разве нельзя построить дома на пути каслания оленей? В чём преимущество чума?

Предварительный просмотр:

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Всероссийский конкурс исследовательских работ

Почему ненцы живут в чумах?

ученик 3 «Б» класса

г. Салехард, ЯНАО

Руководитель: Гизатулина Начия Аминовна,

учитель начальных классов

г. Обнинск, 2010/2011 учебный год

Ямало – Ненецкий автономный округ — историческая Родина малочисленных народов севера: ненцев; ханты; селькупов. Ненцы – самый большой по численности народ на Ямале, занимаются оленеводством , охотой и рыболовством. Оленеводство требует постоянного кочевья, связанного с изменением времён года

снежный наст они копытят,

вкусный ягель достают.

И с оленями кочуют

по заснеженным просторам

люди северных широт.

И живут в просторных чумах:

где, как брата, гостя ждут.

Мы проживаем на Крайнем Севере — в регионе с очень суровыми климатическими условиями. Долгая зима, короткое прохладное лето, полярная ночь и полярный день, слой вечной мерзлоты. Кочевые ненцы вынуждены жить в чумах. Мне стало интересно: почему ненцы в мире новых технологий и прогресса до сих живут в чумах, а не в домах? Разве нельзя построить дома на пути каслания оленей? В чём преимущество чума?

Я решил найти ответ на эти вопросы.

Поставил перед собой цель узнать, как живут северные народы и причину, по которой ненцы предпочитают жить в чумах.

Задача моя провести мини – исследование.

Я выдвинул гипотезу, что ненцы живут в чумах и не строят дома потому, что этим они уничтожат природу.

Допустим , что в чуме теплее.

Возможно , что если ненцы построят дом, то его нельзя будет перевезти.

Что, если тогда построить несколько домов в тундре?

Меня заинтересовало, что думают по этому поводу мои одноклассники. Я им задал ребятам следующий вопрос и вот, что получилось.

Проанализировав результаты, я пришёл к выводу, что ответы ребят разнообразные. Мне захотелось подробнее узнать, а затем рассказать о причинах проживания кочевых ненцев в чумах своим сверстникам.

Данная исследовательская работа ориентирована на изучение соответствующей литературы, посещение музеев, выставочных залов, встречи с коренными жителями, наблюдение, сбора, систематизации и анализа полученных результатов, выводы.

В результате самостоятельных действий была решена поставленная проблема, оформлены результаты и проведена презентация полученных результатов.

Чум – ненецкое жилище.

На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношений людей с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенствования.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами. Со временем чум стал сложнее.

Чум, русское название переносного жилища у ненцев. Чум похож на простой шалаш. Он конический формы, круглый или слегка овальный (диаметр по полу от 3-8 м). На ровном месте устанавливается 30-50 жердей. Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста (нижние концы втыкали в землю под углом 45 гр, а верхние связывали гибкой петлей). По окружности размещали остальные шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (симза) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – нюки. При аккуратном обращении верхние покрытия чума служат около 20 лет, нижние — 5 За 30 – 40 минут чум бывает установлен .

Зимой покрывается сшитыми в полотнища шкурами оленей, летом — вываренной берестой, иногда парусиной или мешковиной. Для зимнего времени ненцы шьют двойные покрышки для чума: мехом внутрь и мехом наружу. Для лета используют одинарные покрышки – только мехом наружу.

В настоящее время для покрытия чума часто используется брезент. Покрышки должны заходить одна за другую и крепиться к шестам веревками. Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест. Ни один ветер не повалит такой чум! Вход завешивается шкурами, летом – грубой тканью. Снег и дождь скатывается с крутых стенок чума. Поэтому в чуме даже зимой тепло и сухо. В центре чума размещался очаг. Справа и слева от очага расположены спальные места. Слева от входа располагались хозяева, справа – родственники или гости. Над спальными местами вешался полог из ситца, который разделяет чум на разные зоны.

Место, расположенное за очагом, считалось священным. Там помещались изображения семейных духов и ценные предметы семейного обихода. Сейчас там хранят посуду, радиоприемники, книги.

Спальные места устраивают следующим образом. На землю укладывают доски. Затем циновки, сплетенные из прутьев и травы. Циновки покрывают оленьими шкурами и устраивают постель.Так происходит защита от холода спальных мест.

В чуме мудро продумана каждая деталь. Каркас составлен из многих легких шестов, которые можно очень быстро разобрать и собрать. Эти шесты удобно перевозить на нартах (узкие длинные санки с плоским деревянным настилом, которые передвигаются упряжкой северных оленей от 1 до 7 голов), ведь пастухи – оленеводы переезжают за кочующим стадом. Но на одних нартах все не перевезешь, поэтому люди складывают свой разобранный чум и домашние вещи на несколько нарт. В пути они похожи на караван, который называют – аргиш.

Летом чумы ставят на возвышенности, без углубления в земле, а зимой – на укрытых от ветра равнинах, на утрамбованном снегу. У ненцев чум устанавливают только женщины. Но при необходимости мужчины всегда помогают, они поднимают верхние тяжёлые нюки. Сборка и разборка чума занимают около часа, в зависимости от количества участвующих в процессе. Летом всегда много помощников – детей школьного возраста. Дети в стойбище соревнуются, из какого чума первым появится дым очага. В чуме очагом служит костёр, расположенный точно в центре под дымовым отверстием. Благодаря обтекающей форме, его не заносит снегом. Во время сильных буранов вокруг чума образуется глубокий ров, который предохраняет от заносов. Подпоркой служат гружёные нарты, которые специально для этого ставят у чума.

Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.

Чумы бывают разные по особенностям конструкции, назначении и временам года.

Зимний чум ставят в укрытых от ветра местах, набогатых ягельниках. Олени не отходят далеко, пасутся около чума.

Летний чум имеет такую же конструкцию, но отличается покрытием. Летом чумы стараются ставить на возвышенности, в продуваемом ветром месте, для спасения от комаров и оводов. Покрытиями летнего чума служат старые, вытершиеся зимние покрытия шкур, располагают их мехом внутрь. Раньше использовали берестяные покрытия. Их приобретали у народа ханты, живущих вблизи лесной зоны. Сейчас используют брезентовые покрытия. Они очень практичны, не пропускают воду, легкие, но зато колышутся от малейшего ветра. На одно покрытие требуется до 30 м брезента. Летом от комаров спасаются пологом сшитым из хлопчатобумажных тканей – ситца, сатина. Им отгораживают на ночь спальные места, привязывая его к шестам чума. Утром его убирают, спасая от искр и дыма, сворачивают в рулон и закрепляют над подушкой.

Отдельный чум – для больного.

Отельный чум – сую,,мя,, (олененка чум). Во время отела важенок и телят отделяли от большого стада, которое продолжало кочевать. Для пастухов оставшихся с телятами ставили отёльный чум. Во время стоянки телята должны были окрепнуть. По конструкции и покрытию – это зимний чум.

Родильный чум. В книгах исследователей жизни ненецкого народа можно найти сообщения, что для женщины на время родов ставили отдельный «поганый» чум – ся,,мэй, мя. Пол в нем застилали еловыми ветками. После того как женщина с ребенком возвращалась в жилой чум, родильный уничтожали.

При аккуратном обращении верхние покрытия чума служат около 20 лет, нижние

Традиционное жилище тундровых ненцев – чум в конце XX в. почти не изменился.

Конструкция (установка) чума.

В зимнее время на место, где намечается середина чума, кладется железный лист для раскладывания костра или установки железной печки. Обычно под лист подкладывают два бревна, размером 1-1,5 м, которые поддерживают его на уровне пола чума, когда снег под листом подтает. Летом на месте костра делается небольшое углубление. Затем по обеим сторонам шеста укладывается по 2-3 доски, служащие в чуме полом. Наличие досок в прошлом служило признаком зажиточности чума. В беднятских чумах нередко досок не было. В след за досками дальше от костра (зимой) кладут циновки, сплетённые с помощью веревок из ивовых или березовых прутьев, на которые после установки чума устраиваются постели. Затем две женщины устанавливают основные шесты чума, скрепленные, как указывались, в верхней части верёвочным кольцом. Ставятся они по обе стороны дощатого настила и циновок, на ровном расстоянии от входа и противоположной стороны чума, определяя диаметр будущего чума (от 5 до8 м). нижние заостренные концы основных шестов слегка вкапываются в землю или снег. Некоторое время эти шесты поддерживают один или два человека – пока поставлены другие шесты не придадут им устойчивого положения. Затем ставят 4 шеста (группа А). Одновременно ставят шесты и с другой стороны ( группа А 1 ). Верхние концы этих шестов просовываются в петлю основной пары. Таким же порядком устанавливаются 8 шестов группы Б и Б 1 .

Затем устанавливается шест, находящийся внутри чума и являющийся составной частью приспособления для подвешивания котла над костром. На уровне примерно 1.5 м укрепляют два горизонтальных шеста, причём задние концы их просовываются в петлю, привязанную к шесту для подвешивания котла, а передние – в петли, привязанные к шестам, образующим вход. Поперёк этих шестов над костром кладётся стержень (обычно железный), который продевается в отверстия, имеющиеся в крюке для подвешивания котла. Таких отверстий в крюке бывает несколько, благодаря чему можно поднимать котёл выше или спускать ниже к огню.

В хозяйстве с большим достатком передние концы прикрепляются не к дверным шестам, а к специально подставленным внутри чума у входа дополнительным шестам.

Когда остов чума поставлен, начинают натягивать нюки. Их привязывают верёвками у основания шестов.

nsportal.ru

«Хальмер-погребальные обычаи ненцев»

У разных народов существует разная культура погребения покойников . Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат . Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни .

Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.

Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских — женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб , однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.

Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.

Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.

В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.

Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7—10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы — только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.

Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу — паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть.

Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо» или «а как душа слабенького младенца из земли выберется?».

Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский — Хальмер-Седэ — в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» .

Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений . И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых .

Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.

Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.

Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего.

Что такое Аргиш ?

Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище — чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».

Аргиш – это весь жизненный путь северного кочевника , прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.

amarok-man.livejournal.com

Со смартфоном на санях:

Жизнь сибирских ненцев

Фотограф Камиль Нуреев пожил в чуме, покатался на санях в упряжке и узнал, моются ли ненцы-кочевники и ходят ли их дети в школу. Раньше он работал инженером в нефтегазовой отрасли, а теперь познал все тонкости жизни сибирских кочевников.

Российский фотограф, родился в Новом Уренгое. Лауреат фотоконкурсов Best Of Russia, AdMe Photo Awards, Siena International Photography Awards, Travel Photographer of the Year и Global Arctic Awards.

Территория, которую занимает Ямало-Ненецкий автономный округ, в полтора раза больше площади крупнейших европейских стран — Испании и Франции. Регион ценен в первую очередь своими нефтяными и газовыми месторождениями: в Надыме добывают около 11% российского газа. Согласно документам, опубликованным Wikileaks, Надымский газопроводный узел назван американскими дипломатами «самым критически важным газовым сооружением в мире».

В регионе проживает один из самых многочисленных коренных народов Русского Севера — сибирские ненцы: здесь их больше 25 тысяч. В основном они живут в удаленных поселениях, разводят оленей, ловят рыбу, ремесленничают. Несколько тысяч ненецких оленеводов держат около полумиллиона оленей.

Недавно власти Ямало-Ненецкого автономного округа улучшили жизнь кочевников — помогли следить за перемещением оленей. Для этого на шеи самкам нацепили спутниковые радиомаяки. Так гораздо проще отслеживать пути миграции и определять точное местонахождение всего стада. Это нужно, чтобы знать, с кем и куда мог уйти домашний олень.

Хотя кажется, что тундра — условный край планеты, кочевники-ненцы уже давно свыклись с техническим прогрессом, а у многих из них есть смартфоны, телевизоры со спутниковыми тарелками и даже трэколы со снегоходами.

— Я был в нескольких поселениях кочевников. Так как моя основная работа — я инженер — не связана с фотографией, то проект снимал в свободное время. В гостях у ненцев я проводил не больше дня-двух.

У них совершенно другой образ жизни. Ненцы моются максимум дважды в год, спят в национальной одежде, которую шьют сами, едят сырое оленье мясо, пьют растопленный снег. Они не живут на одном месте долго, а любят кочевать по тундре, останавливаясь далеко от населенных пунктов: добраться до их поселений можно только на полноприводном автомобиле, снегоходе или трэколе.

Традиционное жилище ненцев — чум. Он имеет коническую форму, благодаря чему устойчив при метелях и сильных ветрах. Внутри каждого чума есть печь. Туалет на улице. Вокруг чумов жители развешивают шкуры оленей и туши других животных.

Ненцы живут за счет оленеводства, охоты и рыболовства. Женщины рукодельничают в чуме, а мужчины могут мастерить нарты (сани для езды на оленьих и собачьих упряжках). Часто ненцы устраивают семейные забеги на оленьих упряжках.

Ехать в санях не очень удобно: они металлические, и каждое подпрыгивание на снежной кочке отдается болью. При этом мне нужно было держать камеру и умудриться что-то снять. В холоде и на сильном ветру работается, конечно, сложно. Я снимал на Canon 5D Mark 3, но с автофокусировкой в объективе бывали трудности. Двух аккумуляторов хватало на несколько дней.

Любимая еда кочевника на Ямале — строганина (нарезанная тонкими ломтиками мороженая рыба или мясо). Иногда ненцы выезжают в поселок, чтобы купить макароны, хлеб, чай, конфеты или печенье. В тундре растет много ягод вроде морошки и брусники, из которых варят морсы и компоты.

У ненцев в ходу телевизоры и радиоприемники. В населенные пункты покрупнее привозят газеты. Современные кочевники используют смартфоны, смотрят DVD; у некоторых есть спутниковые тарелки, ноутбуки, дизель-генераторы и снегоходы.

Ненцы стараются следить за тем, чтобы их права не ущемляли, участвуют в выборах, а самые смелые решаются ходить на прием к местным депутатам.

Дети ненцев обучаются в школах-интернатах: в начале сентября вертолет облетает стойбища и забирает всех детей в школу. Из тех, кто уезжает на учебу, некоторые возвращаются к кочевому образу жизни. Другие привыкают и остаются жить в поселках и городах.

birdinflight.com

Ненцы делятся на две неравные группы: тундровые и лесные. Тундровые, их подавляющее большинство, проживают на территории двух автономных округов. Лесных ненцев всего порядка полутора тысяч человек. Они проживают в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке ЯНАО и в ХМАО.

Согласно всероссийской переписи населения 2010 года, численность ненцев составляет около 45 тысяч человек. За восемь лет, прошедших со времени переписи 2002 года, их численность возросла более чем на 3 тысячи.

Традиционный образ жизни

Для добычи рыбы мужчины выходят в море на лодках-колданках, используя сети и неводы, которые плетутся из конопли или тальникового лыка. Также практикуется подледный лов, когда привлеченную приманкой рыбу бьют острогами.

Ненцы народ мастеровитый. Раньше каждый мужчина владел плотницким, столярным и кожевенным ремеслом, умел вязать рыболовные сети, мастерить нарты, изготавливать ювелирные украшения и небольшие скульптуры. Из инструментов только топоры и пилы приобретались у русских, все остальное ненцы изготавливали самостоятельно.

Основным средством передвижения в тундре являются нарты, которые используются круглый год. В них запрягают оленей, а для управления упряжки используется хорей – шест длиной до пяти метров с костяным шариком на конце или железным наконечником.

За симзы находится священное место – си. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин это место запретное. Там находится священный ларь, в котором хранятся духи – покровители очага, семьи и рода, а также все семейные сбережения и реликвии, оружие и инструменты. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов семьи они неприкосновенны. Место «не» – для женщины, оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними делами. Посередине, между не и си, находится спальное место. В изголовье кладется пояс с амулетами и ножом. Летом оно отгораживают пологом из ситца. Дети спят рядом с родителями. Дальше от симзы укладываются неженатые старшие сыновья, далее – старики и другие члены семьи, а также гости. В чуме очень дымно, но летом — это даже хорошо, потому что дым служит эффективным средством от комаров.

Раньше чумы использовались также в качестве мест захоронения. Небольшой чум ставили для умирающего человека или на месте его смерти, это последнее пристанище становилось для него могильным. На это указывал и снятый с вершины чума обжимающий металлический обруч.

Основная пища ненцев – оленье мясо, довольно нежное и вкусное. Как правило, оленину засаливают, это позволяет сохранить мясо на длительный срок. В дальнейшем его можно употреблять в пищу копченым, вяленым и даже сырым. Суровые условия Крайнего Севера приучили ненцев есть сырое мясо с кровью, это удовлетворяет потребность организма в витаминах, особенно С и В2. Благодаря этому ненцы никогда не болеют цингой. Кроме оленины, ненцы едят говядину и свинину, мясо морского зверя, а также рыбу, в том числе пресноводную: сига, щуку, нельму. Любимый напиток ненцев – чай. Также они варят компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.

Женщины носят распашную шубу – паны. Ее верхняя часть изготавливается из шкур с верхней части оленьих ног – камусов – черного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Женский головной убор – меховой капор – шьется отдельно и, в отличие от мужской одежды, не скрепляется с шубой.

Ненецкая национальная обувь – пимы – шьется из шкур с оленьих ног. Пимы довольно высокие, обычно до паха, поэтому для изготовления пары мужских пим уходит порядка десяти шкурок, женских – порядка восьми. Пимы подвязывают под коленями и закрепляют ремешками к кольцам, нашитым на меховые штаны. Под пимы надевают чижи – меховые чулки до паха.

Кроме того, у ненцев существовали семейные духи-покровители. Это были вырезанные из дерева фигурки или камешки необычной формы. Их хранили в специальном сундучке, который передавался по мужской линии. По женской линии передавался только один дух-покровитель – «старуха чума». Она представляла собой несколько крошечных предметов одежды.

Ненцы верили в загробную жизнь. Согласно их представлениям, человек после смерти попадает в мир мертвых, где живет так же, как и на земле, – разводит оленей, охотится, рыбачит. Причем «живет» покойник ровно столько же, сколько прожил до смерти. Ненцы верили, что в мире мертвых все зеркально миру живых людей: день и ночь меняются местами, целые вещи будут сломаны, а сломанные – целы. Поэтому в гроб умершему клали принадлежавшие ему вещи, предварительно сломав их, а нарты просто переворачивали полозьями кверху.

www.arctic-info.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *