О чуме чрезмерно узкой специализации

by:

Разное

Формы общественного разделения труда

1 ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

1.1 Понятие разделения труда

Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый умственный труд), орудийнаядеятельность человека, направленная на удовлетворениепотребностейиндивида и общества.

Впервые наиболее полное представление о категории разделения труда, ее роли в общественном производстве было дано Адамом Смитом в его главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Адам Смит отмечал: «Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительно возрастают достижения науки. Получающееся в результате разделения труда значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа». Адам Смит приводит свой известный пример с булавочной мануфактурой, где показывает, что специализация рабочих и разделение операций между ними позволяют во много раз увеличить производство продукции.

Понятие «разделение труда» целесообразно рассматривать не просто как разделение процесса производства продукта на различные частные операции, как это описывает А. Смит на примере из производства, а значительно шире. Можно исходить из той точки зрения, которую высказал Ф. Лист: «Разделение труда одновременно приводит к ассоциации, объединению производительных сил». Ассоциации образуются на микроуровне: группа работников в помещении цеха объединяются на время совместной работы над изготовлением конкретного изделия. Они образуются на отраслевом уровне: например, для создания какой-либо сложной машины ассоциируются в процесс производства множество предприятий, которые соединяют усилия, для ее разработки, производства и реализации. На макроуровне происходит образование ассоциаций корпоративного типа, деловая экспансия которых зачастую выходит далеко за пределы национальной экономической системы. Формированием на макроуровне самых крупных ассоциаций в рамках национальной экономической системы можно считать объединенные усилия регионов по гармоничному комбинированию производственными ресурсами и реализации созидательного потенциала производительных сил, для производства, распределения и потребления товаров и услуг.

Можно сказать и о главных преимуществах разделения труда. В первую очередь разделение труда позволяет более рационально использовать факторы производства. Отдавая всё свое время какому-то одному делу, люди легче овладевают необходимым мастерством и быстрее в нём совершенствуются.

В специализированном производстве гораздо меньше простоев оборудования, нет неизбежных потерь времени, связанных со сменой одного вида работы другим. Наконец, при региональном и между народном разделении труда эффективнее используются географические, природно-климатические, хозяйственные и другие особенности отдельных регионов и стран.

Второе достоинство это возможность механизации производства. Дело в том, что специализация предельно упрощает технологические операции. Ведь даже сегодня нет такого универсального станка, который бы превратил, скажем, ствол дерева в шкаф. Если же раз бить эту работу на небольшие отдельные специализированные операции, то применение машин, конвейеров, автоматики становится вполне возможным. В результате мощно растёт производительность труда, расширяется выпуск продукции, обеспечиваются его массовость и удешевление. А это дает ещё одно преимущество специализации — рост эффективности производства.

Среди основных недостатков разделения труда выделяются — монотонность и нудность специализированного труда. Здесь работник часто механический исполнитель заданных машиной движений. Он "привязан" к относительно узкому роду деятельности, и в случае безработицы ему труднее найти другое рабочее место. Особенно изматывающее действует на людей жёсткая "устроенность" в конвейерные технологии. "Рабочий на конвейере, будто узник, только и думает о том, как бы вырваться из этого ада", — с сочувствием отмечает в своём романе "Колёса" Артур Хейли.

Далее, чем дробнее разделение труда, тем больше производители зависят друг от друга. Сбои в одном звене сразу сказываются на всей цепочке. Поэтому следует избегать чрезмерно узкой специализации, чтобы не получилось, как в шутке у Достоевского: один доктор лечит нос, а другой переносицу. Наконец, массовое специализированное производство, с его неизбежной стандартизацией, нередко удручает однообразием выпускаемой продукции.

И все же плюсы разделения труда явно перевешивают его минусы. Именно массовость и относительная дешевизна изделий специализированного производства делают их доступными для широких слоев населения.

Общественное разделение труда обусловливает специализацию производителей на выпуске отдельных товаров или услуг, в результате чего для полного удовлетворения потребностей людям приходится обмениваться результатами своей деятельности. В специализацию могут быть вовлечены отдельные люди, фирмы, города, регионы, даже страны. Общественное разделение труда — важный фактор экономики труда и роста его производительности.

Формы общественного разделения труда:

территориальное разделение труда;

международное разделение труда.

1.2 Территориальное разделение труда

На протяжении всего существования человечество стремится к удовлетворению основных жизненных потребностей. Исторический опыт показывает, что это возможно только при постоянном повышении производительности труда, что связано, прежде всего, с разделением труда, специализацией и индустриализацией.

Весьма основательную трактовку территориального разделения труда дал Карл Маркс. В своей работе «Капитал» он определяет его как закрепляющие «определенные отрасли производства за определенными районами страны. ».

ТРТ обусловливают следующие основные факторы:

географическое положение территории (физико-географическое и экономико-географическое);

национально-исторические особенности страны или регионов;

социально-демографическое положение страны или регионов.

В качестве синонима территориального разделения труда применяют понятие географическое разделение труда.

Территориальные единицы можно считать движущей силой общественного воспроизводственного процесса. Именно в силу своих природно-географических, социокультурных особенностей каждая территориальная единица в целостном воспроизводственном процессе играет особую роль. Это не говорит о том, что в них отсутствует свой воспроизводственный процесс. Он протекает, но вливается в целостный воспроизводственный процесс страны, не разрывая его единство, а только усиливая стойкость и конкурентоспособность системы. Однако следует отметить, что в таком виде процесс протекает только при наличии эффективной последовательно осуществляемой экономической политики. Отсутствие ее может привести к разрыву единства воспроизводственного процесса, к обособлению территорий и нарушению естественных производственных отношений, их отставанию от уровня развития производительных сил. Только при эффективной государственной политике экономическая система может извлечь главные выгоды рыночной системы в ходе разделения труда, специализации и обмена.

Рассматривая территориальную специализацию, целесообразно принять во внимание факторы, которые, несомненно, относятся к производительным силам общества. Это социокультурные особенности населения, естественные его наклонности, привычки, обычаи, степень физической, экономической и социальной его мобильности, религия, прочность семейных традиций, а также то, что принято называть инфраструктурой в экономическом смысле. На территориальном уровне эти обстоятельства проявляются весьма наглядно. При этом вполне очевидно, что происходит это в рамках общественного разделения труда и любая территориальная единица как системообразующий элемент национальной экономики стремится найти свое место в этом процессе.

Внутри самой территории также идет процесс разделения труда и одновременно ассоциативные процессы объединения усилий производителей по лучшему использованию имеющихся трудовых, земельно-природных и капитальных ресурсов и реализации производительных сил. Это может происходить на основе взаимных интересов.

Результатом территориального разделения труда является формирование экономических районов в рамках единого хозяйственного комплекса страны.

Рассмотрим территориальное разделение труда на примере Казахстана.

За годы независимости и радикальных экономических реформ направления специализации регионов не претерпели существенных изменений, лишь изменились уровни развития отраслей. Здесь наибольшее влияние оказывает конъюнктура мирового рынка в части традиционных товаров казахстанского экспорта.

Значительное развитие получили Атырауская и Мангистауская области, основными отраслями экономики которых является нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность, на долю которых приходится свыше 90 % всей промышленности продукции областей.

В Актюбинской области добывающая хромовая руда, нефть и газ. Существует возможность для расширения промышленности строительных материалов. Основой промышленности Кызылординской области в настоящее время является добыча нефти.

Основными отраслями экономики Восточно – Казахстанской и Карагандинской областей являются цветная и черная металлургия. На территории этих областей расположено большинство разведанных запасов месторождений руд цветных и черных металлов. Одно из первых мест в списке минерально — сырьевых ресурсов Казахстана занимает медь, значительные запасы которой находятся в месторождениях Карагандинской области.

Павлодарская область является лидером по добыче угля в стране. Ее доля составляет 72,3 % добычи угля в стране. Далее следует Карагандинская область с показателем в 23,9 % и Восточно – Казахстанская – 3,4 %.

Высокий научно — технический, интеллектуальный потенциал, морально и физически неизношенное оборудование размещены, преимущественно, на оборонных предприятиях Западно — Казахстанской и Северо — Казахстанской областей, а также в город Алматы.

Культурным и интеллектуальным центром страны является город Алматы, акценты в специализации которого постепенно смещаются в сторону финансового центра. Активно формируется деловой и культурный центр в новой столице страны – городе Астане.

Зерновое производство республики сосредоточено в северных областях — Костанайской, Северо — Казахстанской, Акмолинской, которые ориентированы на производство товарной пшеницы, крупяных и фуражных культур.

Специализация на сельскохозяйственном производстве, преимущественно на выращивании овощей и фруктов, технических культур, сохраняется за аграрным югом республики — Алматинской, Жамбылской и Южно — Казахстанской областями.

1.3 Международное разделение труда

Международное разделение труда (МРТ):

Специализация стран на производстве определенных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.

Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, а затем обмениваются ими.

Сущность международного разделения труда — диалектическое единство процессов международной специализации и кооперирования стран в процессе удовлетворения их национальных экономических интересов.

works.doklad.ru

Почему сохнут губы и как с этим бороться правильно и эффективно?

В это статье мы расскажем вам о том, почему сохнут губы, какие основные причины этого состояния и как с этим бороться правильно и эффективно.

Почему сохнут губы — причины и заболевания

С изменением погодных условий, особенно по наступлению холодного времени года, многие сталкиваются с проблемой сухости губ, что проявляется в возникновении трещинок и шелушения.

Но бывает, что эта проблема возникает и вне зависимости от времени года и погодных условий.

И тогда вполне резонно поднимается вопрос о причинах такого явления и способах лечения.

Почему трескаются губы у женщин?

Болезнь, симптомами которой является сухость, шелушение губ и трещины на них, называется хейлитом, во время которой роговой слой кожи воспаляется.

Стоит отметить, что подобная проблема возникает не только у женщин , но и у мужчин, и даже у детей.

Причем причины этот могут быть совершенно разными:

  • обезвоживание организма;
  • аллергия;
  • нарушение питания;
  • вирусные или инфекционные заболевания;
  • плохая погода;
  • побочные эффекты от лекарственных препаратов;
  • наличие вредных привычек.
  • Недостаток воды в организме – достаточно распространенная причина сухости губ, что может вызываться недостаточным потреблением жидкости человеком или его нахождение в сухой среде.
  • Также, довольно часто шелушение и сухость губ появляются в холодное время года, особенно при резком перепаде температур и влажности воздуха (например, когда человек заходит с улицы в теплое помещение с довольно высокой влажностью).
  • Подобное обезвоживание возникает и в период болезни человека, когда инфекция или вирус поглощают всю энергию человека.
  • Особенно велик риск того, что уголки губ и сами губы будут шелушиться и трескаться в случае появления у человека насморка.
  • Если лечение сопровождается употреблением антибиотиков, то это может стать причиной появления дисбактериоза, который в свою очередь, станет причиной обветривания и шелушения.
  • Особое внимание уделяется случаям шелушения губ по причине аллергии или побочных эффектов лекарств, так как в большинстве случаев необходимо обратиться к врачу. Кроме того, оба фактора обязательно сопровождаются рядом других симптомов в виде покраснения, зуда, сыпи и т.п.
  • Почему трескаются губы у мужчин и у детей?

    Довольно серьезной причиной появления сухости, шелушения и трещин на губах является неправильный рацион питания.

    Ведь при отсутствии каких-то определенных витаминов, полезных веществ, необходимых организму, возникает подобная реакция.

    Особенно, если организм испытывает недостаток витамина группы В или если у человека понижен гемоглобин.

    И не менее распространенной причиной появления таких неприятных симптомов и у мужчин, и у женщин являются вредные привычки, которые оказывают негативное влияние на иммунитет, ослабляя его, тем самым кожа намного сильнее поддается отрицательным воздействиям и начинает «болеть».

    Иногда сухость губ и их шелушение может быть вызвано заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не соблюдением гигиены ротовой полости, термическое или механическое раздражение губ в результате употребления чрезмерно горячей пищи, жидкости, содержащей кофеин, аллергии на зубную пасту, губную помаду и т.п.

    Также специалисты выделяют ряд зубных паст, в которых с избытком содержится фтор, что негативно влияет на состояние кожи вокруг рта, особенно если она очень чувствительна к любым воздействиям.

    Сухость губ у детей в большинстве случаев связана с обезвоживанием или авитаминозом.

    У малыша появляются трещинки на губах или уголках рта, что довольно больно, особенно, когда ребенок кушает.

    Итак, самыми известными причинами появления трещин у детей являются:

    1. Кожный покров поражен грибком. Обычно это проявляется и в появлении беловатого налета на нижней губе.
    2. Обезвоживание организма, вызванное сухим и горячим воздухом в помещении, где находятся дети.
    3. Нехватка витаминов и полезных веществ.
    4. Нарушенное носовое дыхание, что может быть вызвано заболеваниями носоглотки или аллергии.

    Необходимо следить за тем, чтобы малыш получал все необходимые витамины , находился в помещениях с нормальной влажностью, пил нужное количество разнообразных жидкостей.

    Кроме того, появление этих симптомов у мужчин и детей связано с тем, что они не используют в своем обиходе определенные косметические средства, которыми активно пользуются женщины.

    Чтобы точно определить причину, вызвавшую хейлит, обратитесь к терапевту, который в свою очередь направит вас уже к врачу более узкой специализации (иммунолог, дерматолог).

    Что делать, если сохнут губы — лечение и профилактика

    Как только определена причина сухости и шелушения губ, нужно приступать к курсу лечения.

    Обычно, в него входит терапия витаминами, лечение местными лекарствами, а также применение косметических средств.

    Первые две формы лечения назначаются врачом, а вот косметические средства вы выбираете сами.

    Чтобы лечение было эффективным, каждое такое средство должно включать:

    1. Комплекс жирорастоворимых витаминов.
    2. Компоненты, способствующие заживлению трещинок (экстракт ромашки, череды, прополис , мед, аевит) —
    3. Элементы, предназначенные для создания защитного слоя и укрепления иммунитета (пчелиный воск, витамины группы С).
    4. Компоненты, увлажняющие кожу к области рта (масла растительного происхождения).
    5. Довольно высокой эффективностью характеризуется массаж губ, благодаря которому улучшается приток крови, и происходит отшелушивание отмерших клеток.

      Сам массаж можно проводить при помощи зубной щетки или подушечками пальцев и использованием миндалевого или облепихового масла.

      Помимо этого, есть достаточное количество рецептов специальных масочек, обеспечивающих увлажняющий, питательный и пиллинговый эффекты.

      Рекомендуем вам обратить внимание на эти натуральные блески для губ. Они не только используются, как декоративная косметика, но и хорошо увлажняют губы и способствуют профилактике образования трещин на губах

      Профилактика повышенной сухости губ

      Существенное значение имеет и профилактика хейлита:

      • Нормализация рациона питания с полноценным составом витаминов и питательных веществ;
      • Потребление достаточного количества жидкостей;
      • Избавление от вредных привычек, особенно от курения;
      • Использование бальзамов или кремов при выходе на улицу независимо от времени года.
      • Если губы трескаются и шелушатся постоянно , то ни в коем случае нельзя снимать кусочки отслоившейся кожи, облизывать её или обкусывать, это только усугубит положение и повысит риск занесения инфекции.

        Также, для женщин очень важно каждый вечер снимать косметику с лица, чтобы не подвергать кожу длительным вредным воздействиям.

        И существенной проблемой является облизывание и покусывание губ, что крайне негативно сказывается на их состоянии и способствует возникновению описанных симптомов.

        Проблема обветривания, шелушения, сухости губ и появления трещин на них актуальная для всех людей, независимо от пола и возраста.

        Важно понимать, что существуют разнообразные причины появления подобных симптомов, так как в некоторых случаях это может быть вызвано грибковой инфекцией или аллергией, тогда обязательно требуется помощь специалиста.

        Не стоит заниматься самолечением, если вы наверняка не знаете, почему возник хейлит, почему сохнут губы, помните, что отсутствие должной помощи приведет к серьезному ухудшению ситуации.

        alternative-medicina.ru

        Как пользоваться ресурсом

        1. Чтобы задать вопрос, выберете соответствующий раздел в категории «Вопросы и ответы». В выбранном разделе нажмите «Начать тему», сформулируйте вопрос в нескольких словах в заголовке и полный вопрос в тексте сообщения. В ранее созданных темах не допускается создание новых тем. В противном случае опубликованные вопросы в ранее созданных темах будут удалены. Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в течение 10 рабочих дней (чтобы получать уведомления о работе с Вашим вопросом, при его публикации необходимо включить функцию «Подписаться» и следить за ответами в этой теме). Обращаем Ваше внимание, что в темах не допускается обсуждение и размещение комментариев по заданному вопросу. В противном случае они будут удалены.

        2. Для обсуждения вопросов, комментирования ранее заданных вопросов создан раздел «Обсуждение». Если Вы разместили вопрос не в тот раздел (вопрос не входит в компетенцию органа или структурного подразделения, курирующего раздел), то модератор раздела имеет право в течение двух рабочих дней переадресовать Ваш вопрос в соответствующий (тематический Вашему вопросу) раздел Проекта. При этом, отсчёт даты ответа на Ваш вопрос начинается с даты переноса в соответствующий раздел Проекта. В течение 10 рабочих дней в разделе, куда Вы задали вопрос, будет размещена ссылка на раздел, в который Ваш вопрос был перенесен.

        3. Чтобы начать обсуждение интересующей Вас проблемы, присоединиться к существующему обсуждению или начать обсуждение по тем вопросам, которые не получили должного ответа в разделе «Вопросы и ответы», зайдите в необходимый форум категории «Обсуждение» и создайте новую тему, либо выберите существующую.

        4. Прежде чем задавать вопрос, воспользуйтесь поиском, вероятно подобный вопрос уже задавался и ответ на него есть.

        5. Если на Ваш вопрос не ответили в установленный срок (10 рабочих дней), то Вы можете написать жалобу на модератора в соответствующем разделе «Жалобы на модераторов». В своём обращении Вы должны указать, в какой подраздел проекта адресован вопрос и сколько прошло времени со дня его размещения.

        6. Для общественного обсуждения социально значимых вопросов развития региона, проектов нормативно-правовых актов создан раздел «Дискуссионная площадка». Темы для общественного обсуждения выносят органы и структурные подразделения администрации области. Не допускается создание тем в разделе пользователями. В противном случае они будут удалены.

        7. Обращаем Ваше внимание, что за размещаемый контент наступает персональная ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Гражданским и Уголовным кодексами РФ, КоАП РФ.

        8. Недопустимы и подлежат удалению без предупреждения:

        — сообщения, содержащие грубость, нецензурные или оскорбительные выражения (прямые или косвенные), ложную информацию и клевету в адрес государственных или муниципальных органов власти и их должностных лиц, общественных объединений и организаций, участников и пользователей форума, а также провоцирующие разжигание любых видов розни или склоняющие к нарушению действующего законодательства Российской Федерации;

        — повторные вопросы, заданные одним и тем же пользователем на одни и те же темы, ответы на которые раннее уже были опубликованы, а также вопросы, продублированные пользователем на нескольких ветках форума;

        — вопросы, представляющие собой перепечатку публикаций, а также ссылки на материалы, размещенные в печатных, электронных СМИ, в социальных сетях или на сетевых ресурсах и форумах.

        9. Для бесперебойного функционирования ресурса и удобства пользования им модераторы форума без предупреждения удаляют любые сообщения, которые не соответствуют вышеуказанным правилам форума.

        10. Администрация форума оставляет за собой право закрывать чрезмерно затянутые дискуссии, а также блокировать интернет-пользователей в случае неоднократного нарушения ими правил форума или рассылки ими спама.

        vopros-otvet.avo.ru

        Какими будут дети, рожденные в 2019 году: характер и гороскоп ребенка

        В 2019 году в небесном пантеоне Желтую Земляную Собаку сменит Кабан. Стихия и определяющий цвет останутся прежними, что уже хорошо: значит, особо резких перемен, потрясений опасаться не стоит. Тем, кто планирует рождение ребенка в 2019-м, интересно узнать, насколько удачен год для пополнения семейства. И каким будет характер и гороскоп ребенка, рожденного в 2019 году.

        Земляная Свинья (Кабан): общая характеристика

        Поскольку Кабан является заключительным знаком в двенадцатилетнем цикле китайского гороскопа, то его восточная традиция наделяет исключительными качествами. Это самое честное, самое дисциплинированное и трудолюбивое из всех тотемов. Подробнее о том, год кого будет 2019, можно прочитать тут.

        Под покровительство Желтого Земляного Кабана попадут детишки, рожденные в интервале с 5 февраля 2019 по 24 января 2020 года. Всем им в той или иной мере будет присуща уверенность в своих силах. Кабаны редко рефлексируют, еще реже витают в облаках. Это сугубо прагматичные люди, это качество начинает в них проявляться уже в раннем детстве.

        Маленький Кабанчик довольно скоро и легко адаптируется к новым условиям, новым коллективам. И очередных задач, новых дел он не боится, может резко поменять свою жизнь. Вот только доводить начатое до логического завершения у них далеко не всегда хватает сил и терпения. Просто могут потерять интерес к делу и бросить его на полпути, загоревшись чем-то новым или взяв длительную паузу.

        Нюансы здоровья детей, рожденных в 2019 году

        Дети-Свинки довольно быстро учатся бытовым навыкам, приемам самообслуживания. В этом смысле они рано готовы к самостоятельности. То есть, для них не проблема разогреть еду или даже самим пожарить яичницу, например. Они неплохо ориентируются во времени и в пространстве, и тут тоже родители, оставляющие свое чадо на несколько часов в пустой квартире, могут быть спокойными. Вряд ли такой первоклашка или ребенок иного возраста забудет выключить газ или закрыть квартиру, если собрался погулять. И простудные заболевания у них редко бывают серьезными, поскольку они умеют о себе позаботиться.

        Еще одной помехой здоровью, на фоне той же эмоциональной нестабильности, становится привычка заедать стресс. Отсюда нередко возникают проблемы с весом, нарушения функций пищеварительной системы, сбои в процессах обмена веществ. Их тянет к сидячей работе, малоподвижному образу жизни. Поэтому с детства стоит прививать интерес к спорту, вырабатывать желание и формировать привычку к постоянным физическим нагрузкам.

        Особенности воспитательного процесса

        Воспитание вообще — дело непростое, а с детьми, рожденными под знаком Кабана, процесс становится еще более сложным. Они «себе на уме», знают себе цену и вообще воспринимают самостоятельность нередко как право действовать без оглядки на других. Ладно бы, их не особо интересовало мнение окружающих, так Кабаны подчас равнодушны и к эмоциям людей, даже самых близких. Они часто не готовы считать себя в ответе за то, как отзываются в сердцах родных людей их резкие слова и грубые поступки.

        Этому придется учить, и процесс, скорее всего, станет весьма непростым и длительным. Родителям придется хорошенько запастись терпением, поскольку их чада далеко не всегда способны совладать со своими эмоциями. Родители часто допускают грубую ошибку: выйдя из себя после проступков ребенка, они пытаются потом «загладить вину», балуя своих Свинок. А они очень быстро учатся этим чувством вины манипулировать.

        Как дается учеба детям, рожденным в 2019 году Кабана

        Маленькие Свинки весьма любознательны. Обратная сторона процесса — непоседливость, неусидчивость этих малышей, что изрядно мешает усвоению прочных знаний. Хорошо, если попадутся педагоги, которые сумеют увлечь, заинтересовать их. В противном случае школяры-Кабаны быстро теряют интерес к наукам. Они стараются не углубляться в суть изучаемого, «плавают» по верхам. При этом могут с апломбом спорить с другими, будучи уверенными в своей непогрешимости.

        Отвечая на вопрос, какими будут дети, рожденные в 2019 году, характер и гороскоп которых базируется на влиянии столь неоднозначного зодиакального «персонажа» как Кабан, надо учесть важное обстоятельство. Если родители планируют дать наследнику высшее образование, им придется много заниматься с отпрыском самим или даже нанимать толкового репетитора. Привлекать современные интерактивные методики, вообще стараться максимально заинтересовывать ребенка и в самом процессе обучения, и в его результатах.

        Отношения с окружающими

        Сознательно на конфликт идут крайне редко. Стараются «держать лицо», не портить впечатление о себе у окружающих. Дома их эмоции вполне могут и прорываться наружу. А вот на людях они очень стараются не ударить в грязь лицом. И это не лицемерие. Они действительно стараются быть лучше, но не всегда это получается.

        Период взросления, подростковых всплесков гормонов они переживают очень сложно. К физиологическим проблемам добавляются психологические. Они очень остро переживают любую несправедливость, и когда начинают осознавать, что мир не так прост и добр, как им казалось в детстве, это нередко становится причиной мощных эмоциональных потрясений и глубоких разочарований.

        Увлечения и подходящие профессии

        Эмоциональность Свинок делает их, с одной стороны, довольно уязвимыми, а с другой, помогает им быть полезными в таких делах как волонтерство, благотворительность, спонсорство. При достаточной настойчивости они могут стать весьма успешными докторами узкой специализации. Идеальный выбор — семейный врач или психотерапевт.

        Из них получаются толковые юристы, социальные работники, неплохие бизнесмены в мелком и среднем кластере предпринимательства. Технические специальности тоже их притягивают, главное: не слишком углубляться в детали, поскольку обилие мелочей их утомляют и раздражают.

        Конкретика характеристик по знакам Зодиака

        А сейчас — чуть поподробнее о каждом из знаков гороскопа. Предлагаем узнать гороскоп ребенка, рожденного в 2019 году Кабана.

        Овен-2019 более импульсивен и чувствителен, чем детки, рожденные в иные месяцы, под другими знаками Зодиака. Их притягивает все яркое, неординарное.

        Телец 2019 года рождения наделен буйной фантазией. У него много идей, и только от родителей зависит, смогут ли они помочь реализовать этот богатый потенциал.

        Маленькие Близнецы любопытны, подвижны, неусидчивы. Нередко попадают в сложные ситуации. За ними нужен глаз да глаз!

        Рак-2019 взрослеет быстрее, чем другие представители года Кабана. Он более уравновешен и склонен к аналитике.

        Лев, рожденный в год Кабана, знает, чего хочет. Его целеустремленность порой пугает окружающих, но если ее направить в нужное русло, Лев-Кабан добьется в жизни многого.

        Дети-Девы, рожденные в 2019-м, будет находкой и утешением для родителей. Они послушны, вежливы, исполнительны. Отличаются завидной сдержанностью.

        Ребенок-Весы легко контактирует со сверстниками и со взрослыми. Редко конфликтует. Слабое место — страх одиночества.

        Скорпион сообразителен, практичен, настойчив. У него богатый внутренний мир. Но может быть излишне вспыльчивым и непоследовательным.

        Стрелец 2019 года рождения непоседлив, наделен творческими способностями. У него повышенное чувство справедливости. Общителен, но чрезмерно доверчив.

        Маленькие Козероги, рожденные под знаком Свиньи, осторожны, практичны с раннего детства. Любопытны и очень старательно подражают взрослым.

        Детки, рожденные в 2019-м под знаком Водолея, стремятся к новому. Любят природу и животных. Это может стать профессией, если родители помогут с выбором.

        Маленькие Рыбы подвижны и непоследовательны, у них часто меняется настроение. Им сложно определиться с выбором хобби и профессии. Они добры, но очень ранимы.

        vesgod.com

        ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

        Обществоведение – термин, объединяющий все науки об обществе. Среди них социология – наука об обществе как целостной системе, науки о различных сферах жизни общества – экономика, политология, культурология и др., а также наука, изучающая общество в прошлом – история.

        В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую разнообразные знания об обществе, кроме исторических, которые представлены в другом учебном предмете – истории.

        Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществоведения. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществознания знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность.

        Школьное обществоведение – родовое понятие, объединяющее частные обществоведческие курсы («Основы государства и права», «Основы экономики», «Введение в политологию» и т.п.), а также обозначающее интегральные обществоведческие курсы («Введение в обществознание», «Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). Однако такое понимание школьного обществоведческого образования сложилось не сразу. На разных этапах развития школы учебный предмет «обществоведение» наполняется различным содержанием.

        Сегодня учителям-обществоведам даже с большим опытом преподавания этого предмета едва известна со всеми подробностями и перипетиями история появления в российской школе обществоведения. История эта довольно поучительна. В ней проявились не только противоречия эпохи, но и методические поиски педагогов, без знания которых вряд ли можно понять происходящие в современной школе процессы обновления социально-гуманитарных дисциплин.

        § 1. Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин

        Особенную важность для современного понимания места обществоведения в школе имеют первые годы советской власти, когда происходило становление этого предмета: с 1917 – до середины 20-х г.г.

        Курс обществоведения появился в переломный момент развития школы. Его становление обусловлено потребностями времени, тенденциями развития российской школы предшествующего периода.

        Уже к началу XX в. передовая отечественная педагогика обладала развернутой программой преобразований системы обучения и воспитания, вобравший в себя опыт борьбы общественности за обновление школы. Многочисленные педагогические форумы широко обсуждали вопросы совершенствования школы (к этому времени насчитывалось более 200 педагогических журналов). Основные идеи и требования этой программы были следующие: изменение общественного строя, его демократизация как первейшая и непременнейшая предпосылка образовательной реформы, демократизации образования; разгосударствление образования, его демонополизация и деполитизация, широкое привлечение общественности к управлению образованием и деятельности школы, активное участие родителей в этой деятельности; предоставление местному самоуправления обширных полномочий в школьном деле, в самой школе – автономии; всемерное поощрение частной инициативы в образовании; создание единой школы, единой образовательной системы, с преемственностью всех ее ступеней; содействие развитию национальных школ с правом обучения на родном языке учащихся; отделение школы от церкви, гарантии равенства прав граждан на образование, доступности и бесплатности школы, отмена всех сословных, национальных, конфессиональных и прочих ограничений; обеспечение всеобщего и обязательного начального образования, образования детей с отклонениями в развитии и бездомных детей; введение совместного обучения; свобода преподавания и отмена цензуры школьных учебников, радикальное обновление содержания образования. Представляется, что эта программа предложена совсем недавно, такими актуальными кажутся многие идеи этой реформы.

        Реальная педагогическая практика еще до революции настоятельно требовала изменений. Если обратиться к учебным планам дореволюционных учебных заведений, то нетрудно заметить, что в них доля предметов социально-гуманитарного цикла невелика. Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени. Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ. Обращает на себя внимание тот факт, что практически не представлены в этих учебных планах предметы, так или иначе обращенные к современности.

        Первые декреты советской власти о школе конца 1917-1918 гг., казалось бы, открывали новую, долгожданную эру в жизни российского образования. Они вобрали многое из того, что было накоплено передовой педагогической теорией и практикой дореволюционной России, и получило отражение в реформаторской программе начала XX в. Они опирались на гуманистические и рационалистические идеи, которые содержал в себе марксизм.

        Однако уже в первых решениях новой власти о школе были заметны политическая нетерпимость, жесткая партийность в образовании, классовый подход, установка на замену семьи школой и т.д. Образование, по убеждению новой власти, являлось той сферой, в которой и с помощью которой коммунистическая идеология может быть внесена в массовое сознание и продвинута в нем почти немедленно.

        Дискуссионный характер в начале поисков путей развития советской школы носил вопрос о соотношении истории и современности. Этот вопрос был напрямую связан с определением характера школы. Мы можем обратиться к оценке ситуации ее свидетелями и непосредственными проводниками в жизнь. Характерно даже название одной из работ по этой проблеме «Борьба за обществоведение и школьная практика 2-х лет», вышедшая в 1925 г. Известный методист Б.Н. Жаворонков в своей статье в этой книге пишет, что в борьбе за обновление школы после октября сначала победили приверженцы школы действия или так называемой свободной школы. Это объяснялось естественной реакцией на неприятие порядков старой школы.

        В новых условиях поиски обновленного содержания образования происходили силами педагогов и ученых-обществоведов в разных регионах России, носили децентрализованный характер и отражали различные подходы к обновлению содержания обучения.

        12 мая 1918 г. основной состав работников ЦК РКП (б) и Совнаркома переехал в Москву. В Петрограде из оставшихся работников Совнаркома был создан Совет комиссаров Союза коммун Северной области (вошли Петроградская, Новгородская, Череповецкая, Олонецкая, Вологодская и Архангельская губернии). Через некоторое время Комиссия из состава Наркомпроса оформилась как Народный комиссариат просвещения Союза коммун Северной области во главе с А.В. Луначарским, который одновременно оставался на посту народного комиссара просвещения РСФСР в Москве.

        Поиски нового шли трудно. К началу 1918-19 учебного года Петроградская комиссия экспертов и отдел реформы школы Наркомспроса РСФСР, возглавлявшийся в то время П.Н. Лепешинский накануне нового учебного года формулировал свою позицию: «…в интересах Единой школы требуется непрерывность в учебном плане. Вместо деления на классы производится группировка по уровню сознания.

        Определенные зафиксированные программы излишни, они должны быть примерными, а не безусловными. Преподаватели группируются не по предметам, а по отделам. На всю школу достаточно 3-4 преподавателей. Взамен учебников должны быть справочники для учащих и учащихся и живые беседы. Все эти отвлеченные принципы должны сопровождаться конкретной работой по выработке учебных программ и планов и живым обменом мнений с перифериями, работающими в этом направлении».

        Иная точка зрения была ближе к традиционной организации учебного процесса.

        Активная работа Наркомпроса способствовала пробуждению массового педагогического энтузиазма.

        Учительство раскололось на сторонников и противников новой власти. Уже в июне 1918 г. в Петрограде состоялось заседание большой группы ученых и преподавателей истории. Обсуждался вопрос: «Какой долг накладывает переживаемый момент на русского педагога, в особенности же на преподавателя истории». Совещание обратилось к учителям России со словами о том, что весь русский исторический процесс привел к зияющей пустоте, государственное единство погублено и у народа осталось только «неопределенное этнографическое родство да религиозная общность», авторы обращения утверждали, что спасти Россию может только интеллигенция, так как все классы отреклись от нее. В это же время возникли «Ассоциация научно-педагогических организаций», насчитывавшая свыше 1200 членов, и «Научно-педагогическое общество преподавателей истории». О направлении деятельности этих организаций можно судить по документу, в котором говорилось, что «…после кошмарных ударов мировой войны, после великих февральских дней и … октябрьских прегрешений перед народом интеллигенция идет на подвиг воскрешения родины».

        В сложной исторической обстановке 1918 г. в ходе острой борьбы мнений шли поиски основ содержания историко-политического образования и методов его раскрытия. Так, в Петрограде при участии гуманитарной комиссии и Совета экспертов Народного комиссариата Союза коммун Северной области, был составлен учебный план и примерные программы по истории, социологии и истории труда (политической экономии). Эти программы не были по своему содержанию последовательно марксистскими, но они принципиально отличались не только от программ, действовавших в дореволюционной школе, но и от примерных программ, выработанных в 1915 г. комиссией министра народного просвещения П.Н. Игнатьева.

        К моменту разработки примерных программ по общественно-историческим дисциплинам (осень 1918 г.) в распоряжении гуманитарной комиссии Наркомпроса и Совета экспертов было несколько документов не только общего характера, но и специально обращенных к постановке историко-политического образования учащихся советской школы.

        Накануне учебного года прошел I Всероссийский съезд по просвещению (26 августа – 4 сентября 1918 г.), на котором В.И. Ленин выступил со следующими словами: «Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики – это ложь и лицемерие». Это высказывание позднее стало использоваться в борьбе против идеологических противников, а связь с политикой и с жизнью стали пониматься как приобщение школьной молодежи к изучению марксизма в единственной версии – ленинской.

        Многие ученые-историки и педагоги не разделяли в первые послеоктябрьские годы эту позицию. Активно выступал против политизации школьного дела видный педагог, профессор П.Ф. Каптерев. Он писал: «Среди продолжающейся политической бури между борющимися за господство политическими партиями, куда направить педагогу свою школьно-педагогическую ладью. Первое, что может представиться педагогу в таком положении, это объявить школу учреждением неполитическим, а потому требовать, чтобы политические партии на нее не посягали, оставили ее в покое».

        Идея аполитичности школы находила известное распространение в среде интеллигенции. Со страниц педагогических изданий слышались призывы «спасти детей от социального отравления, от ядовитого дыхания современности». Им вторили голоса о том, что «учитель истории – не партийный секретарь. Он не должен принимать сторону той или иной партии… Его задача состоит в исследовании возникновения различных партий совместно со своими учениками».

        Между тем позиция партии большевиков постепенно становилась довлеющей, а потом и единственно допустимой. Но все же в 1917 – 23 гг. еще возможно было высказывание иных позиций без опасения расстаться не только с позицией, но и с жизнью.

        В обращении к учителям комиссариата просвещения Союза коммун Северной области от 18 июля 1918 г. говорилось, что в стенах школы не должна иметь места политика в смысле политиканства и агитации. «Но обходить молчанием и скрывать от детей и юношей развертывающиеся перед ними грандиозные события нашей Великой революции было бы нелепо и непедагогично. Поэтому совершенно необходимо знакомить учащихся с основами социального мировоззрения и провозглашенного революцией нового социалистического строя». Обратим внимание на сдержанный характер этой рекомендации.

        «Основные трудовые принципы единой трудовой школы», принятые Наркомпросом 16 октября 1918 г., провозглашали, что новая школьная реформа «имеет… характер акта борьбы масс за знание, за образованность», что «дело идет о коренной перестройке школы в духе школы подлинно народной». Единство школы предполагало преемственность ее ступеней, равенство образовательного старта, но отнюдь не унификацию, не однотипность школы. Различие в понимании единства новой школы сохранялось и в дальнейшем. Оно не могло не сказаться на поисках содержания и формы обучения школьников.

        «Положение о единой трудовой школе», утвержденное ВЦИКом 30 сентября 1918 г., предусматривало: широкое участие органов местного самоуправления в школьном деле; развитие частной инициативы в образовании: создание школьного самоуправления и организацию школьных советов, которые включали в себя всех работников школы, представителей учащихся и «трудового населения»; отмену всех наказаний, отметок, экзаменов, обязательных домашних заданий; введение примерных учебный программ и гибких учебных планов применительно к местным условиям; поощрение разнообразия учебников, учебных пособий и т.д. Все это открывало широкое поле для педагогического творчества и экспериментирования в образовании.

        Наряду с поисками нового содержания истории и социальных дисциплин в школе появлялись новые учебные курсы. Так, после принятия Пятым Всероссийским съездом Советов первой Советской Конституции вводилось «… во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской республики изучение основных положений настоящей Конституции».

        В сентябре 1918 г. на курсах для педагогов в Петрограде нарком просвещения А.В. Луначарский специально посвятил свою лекцию преподавании истории. В этой лекции особое внимание он обратил на роль истории и социологии в воспитании чувства историчности и ответственности каждого за общее дело, непрерывность и прогрессивность которого доказывает каждому только история.

        В 1918 г. были подготовлены Примерные программы по истории, опубликованные в Петрограде. В объяснительной записке говорилось о том, что преподавание истории в единой трудовой школе ставит своей задачей дать учащимся в возможно более наглядной и доступной форме представление о сущности исторического процесса, прививать им навыки и умения самостоятельно разбираться в явлениях прошлого и подготовить их к правильному уразумению явлений и фактов современной жизни. На изучение истории отводилось по 3 часа в неделю в течение каждого из 4 лет обучения. Предполагалось изучение событий от первобытности до русской революции.

        Программы по истории не были едиными. До 1919 г. каждая школа имела право создать собственные программы, однако многие из них содержали мало новизны. Основная масса учителей старой школы предпочитала работать по старым программам, которые вовсе не учитывали запросы и интересы детей.

        С 1919 г. в крупных городах стали создаваться программы по истории. В них в противовес старому подходу к истории преимущественно включался материал по истории культуры. Наряду с историей культуры создавались программы по ряду общественных дисциплин (политической экономии, истории социализма и др.). Тем не менее большинство программ хронологически охватывало период до конца XVIII в., и учащиеся, оканчивавшие школу, не получали знаний о современности. А курсы по общественным дисциплинам не имели целостных программ, строились как фрагментарные и нередко были довольно случайными по отбору содержания.

        Одновременно с примерными программами по истории были разработаны и в начале 1919 г. опубликованы опытные примерные программы по обществоведению. Это были первые в истории советской школы программы по теоретическому предмету социологического характера для двух последних классов школы второй ступени (8 и 9). Предмет состоял из курса истории труда (политической экономии) и социологии. Всего на предмет отводилось 144 часа. В 8 классе предполагалось изучить историю труда от «первобытного коммунизма до империализма». В первом полугодии 9 класса предлагалось изучать вопросы политэкономии эпохи империализма. 1

        Примерная программа в качестве основных задач курса истории труда выдвигала следующие: дать учащимся общую мировую схему ступеней развития современного экономического строя, т.е. формы развития производственных отношений; выяснить законы развития современного экономического строя, который должен сменить старый. В этой же объяснительной записке учителей ориентировали на то, что «преподавание истории труда должно вестись таким образом, чтобы учащиеся по возможности принимали непосредственное участие в анализе эмпирического материала, в образовании понятий и построении законов. Достичь этого можно, с одной стороны, путем ведения урока в форме собеседования и, с другой стороны, при помощи рефератов, разрабатываемых дома и критикуемых учащимися в классе». Под критикой здесь понималось дискуссионное обсуждение.

        Программа содержала списки обязательной и рекомендуемой литературы. В обязательном списке были представлены и пособия для преподавания, и для реформирования. К числу обязательных отнесены 24 крупных работы и исследования, в том числе «Антидюринг» Ф. Энгельса, «К критике политической экономии» К. Маркса, «Империализм как высшая стадия капитализма» и «Государство и революция» В.И. Ленина. Кроме того в этот перечень входили работы К. Каутского, курс политической экономии А.А. Богданова и И.И. Скворцова-Степанова и другие.

        Та часть курса, которая называлась социологией, была рассчитана на 57 учебных часов в выпускном 9 классе, должна была синтезировать естественные, исторические и политико-экономические знания учащихся и опираться на приобретенные к началу второго полугодия 9-го класса навыки социального мышления. Курс, состоявший из 7 тем, предварялся обширной объяснительной запиской с подробным анализом идейного содержания курса и методическими указаниями, а также списком литературы, как ко всему курсу, так и к отдельным темам. В программе отмечалось, что изучение курса должно «завершить развитие у учащихся умения ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей жизни и способствовать выработке научного понимания мира». Методы преподавания школьного курса социологии должны по возможности точно соответствовать методам социологического исследования, дабы учащиеся не были вынуждены что-либо принимать на веру, но вместе с преподавателем участвовали бы в процессе образования социологических выводов на основе конкретного материала.

        Для этой цели, безусловно, следует избегать априорных суждений, хотя бы и подтверждаемых примерами; гипотезу следует считать возможной лишь при указании на ее вспомогательный характер; необходимо главным образом придерживаться индуктивного исследования сырого материала». Предлагалось также широкое использование реферирования и собеседования.

        Можно с уверенностью утверждать, что примерные программы по обществоведческим курсам не учитывали реальных возможностей учащихся, никак не соотносились с возможностями школы обеспечить учеников текстами монографий и подготовленностью учителей и учеников к изучению нового предмета. Тем не менее, первая попытка введения в школе теоретического общественно-политического курса свидетельствует о признании необходимости дать школьникам социологические и политические знания. Заслуживает высокой оценки мысль авторов о том, чтобы методы науки в своей логике стали и методами их преподавания в школе. Убежденность ученика должна была стать результатом работы его собственной мысли. Ориентация работы на самостоятельную работу с книгой, выявление личного отношения к изучаемым вопросам путем обсуждения ученических рефератов делала ставку на привитие умения отстаивать и защищать свою точку зрения. На наш взгляд, этот подход программы к развитию самостоятельности и активности школьников может быть оценен положительно, хотя в дальнейшем в условиях одностороннего изложения материала, господства в содержании единой точки зрения дискуссионные методы нередко только декларировались.

        Характеризуя поиски этого периода спустя несколько лет, Н.К. Крупская в докладе на I Всероссийской конференции преподавателей русского языка и литературы, отмечала: «После Октября перед советской школой встали новые задачи. Цели обучения, цели воспитания были поставлены совершенно по-иному. Вся школа должна была служить задачам воспитания нового человека, вооружения его знаниями. Для осуществления этих целей, требовали пересмотра содержания все предметы преподавания. И, конечно, требовало пересмотра содержание преподавания и обществоведения. Всякий понимал, что преподавать обществоведение по-старому немыслимо, что нужно вложить новое содержание. Сначала все внимание было приковано к тому, как построить эти программы по обществоведению, как ввести в них достаточное освещение всех событий с марксистской точки зрения, как увязать историю с современностью, как узнать, что история служит для более ясного и отчетливого понимания современности. Задача заключалась в том, чтобы указать, как надо увязать экономику с политическим строем, дать картину революционной борьбы, дать картину развития человечества. И так как в старом обществоведении все эти вопросы – вопросы экономического развития, вопросы политического развития – или вовсе не освещались, или освещались вкривь и вкось, то на них было обращено главное внимание, а вопросы литературы отступили несколько на задний план».

        studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *