Задача по пневмонии с ответами

by:

Орви

Занимательные задачи по математике с ответами для 2-3 класса

Занимательные задачи для младших школьников

Задача 1. Трехметровый брусок надо разрезать на полуметровые. Сколько разрезов надо сделать?

Решение: в трехметровом бруске 300 см. Его надо разрезать на бруски длиной 50 см каждый. Получится: 300 : 50 = 6 (брусков). А сколько же надо сделать разрезов? Рассуждать будем так: чтобы разделить брусок пополам, то есть на 2 части, надо сделать один разрез, на три части — два разреза, и так далее, на шесть частей — пять разрезов. Итак, надо сделать 6-1=5 (разрезов).

При решении подобных задач возможны различные варианты. Рассмотрим их на следующих примерах.

Задача 2. Пятидесятиметровый шнур надо разрезать на части, длина каждой из которых 2 м. Сколько разрезов надо сделать?

Решение: 50 : 2 — 1 = 24 (разреза).

Задача 3. Шестиметровый брус разрезали на равные части, сделав при этом 5 разрезов. Какой длины получились каждая часть?

Задача 4. Вдоль участка длиной 100 м поставили столбы для ограды на расстоянии друг от друга -4 м. Сколько столбов поставили?

Решение: 100 : 4 + 1 = 25 + 1 = 26 (столбов).

Задача 5. Вдоль прямой дороги на расстоянии 150 м поставили 51 столб. Столбы ставились на равном расстоянии друг от Друга. Каково это расстояние?

Ответ: на расстоянии 3 метра друг от друга.

1. Найдите цифры, обозначенные буквами А и В в примере:

Решение основано на том, что переноса единиц из одного разряда в другой нет. Значит А + В = 3.

Поскольку число не может начинаться с 3 3 нуля, то возможны случаи: А = 1, В = 2 или А = 2, В = 1, то есть

Ответ: А = 1, В = 2 или А = 2, В = 1.

Учитель, однако, может пояснить учащимся, что А = 2, В = 1 не дает принципиально нового решения. Это обстоятельство очень важно, поскольку в элементарной форме подготавливает учащихся к восприятию такого свойства, как симметричность.

После этого учащимся могут быть предложены такие задачи:

Задача 1. Найдите цифры, обозначенные буквами А, В, С в примере:

Задача 2. Какие цифры надо поставить вместо звездочек в примере?

Задача 3. Какие цифры надо поставить в примере вместо звездочек?

Задача 4. Какие цифры скрываются за звездочками?

Задача 1. Предложите учащимся взять произвольно три различные цифры, кроме нуля, а затем составить из них всевозможные трехзначные числа, сложить их и полученную сумму разделить на сумму первоначально взятых цифр. Учащимся можно сразу сообщить ответ — 222.

Например, учащиеся взяли цифры 2, 3, 7. Они составили из них шесть трехзначных чисел: 237, 273, 327, 372, 723, 732. Сумма их равна: 237 + 273 + 327 + 372 + 723 + 732 = (237 + 723) + (273 + + 327) + (372 + 732) = 960 + 600+1104 = 2664.

Разделив это число на сумму цифр 7 + 3 + 2, учащиеся получают ответ: 2664 : 12 = 222.

Эта задача очень интересна. Удивление вызывает угадывание ответа учителем. Особенно удивительно то, что учитель угадал ответ у каждого из учеников. Несмотря на то, что цифры были взяты ими совершенно произвольно и в весьма разнообразных сочетаниях. Но это эмоциональная сторона дела, хотя ее роль в обучении математике младших школьников представляется весьма важной. В задаче немало и поучительных математических моментов.

Во-первых, обратим внимание учащихся на то, что из трех цифр можно составить именно шесть чисел. Это несложно, на первое место можно поставить любую из трех цифр, а на оставшиеся — две другие в разном порядке. Значит, всего таких чисел 3×2 = 6.

Во-вторых, при сложении чисел чрезвычайно полезными оказываются навыки рационального выполнения действий, что приводит к результату значительно быстрее, и уменьшает возможность допущения ошибок.

В-третьих, и это главное, весьма интересно решение задачи в общем виде. Итак, пусть взяты цифры a, b, с (различные, ни одна из цифр не равна нулю). Составим из них шесть трехзначных чисел. Каждая цифра, например, а, будет дважды означать число сотен, дважды — десятков, дважды — единиц. Значит, сумма всех шести чисел будет равна.

100 (2а + 2b + 2с) + 10 (2а + 2b + 2с) + (2а + 2b + 2с) = 222 (а + b + с), и результат от деления этой суммы на сумму цифр (а + b + с) будет равен 222.

Учащимся будут интересны и другие задачи такого типа.

Задача 2. Возьмите любое трехзначное число, не оканчивающееся нулем. Переставьте в нем цифры в обратном порядке. ц3 большего числа вычтите меньшее и полученную разность разделите на разность первых цифр слева этих двух чисел. У вас получится 99. Почему?

Например, взяли число 285, переставили в нем цифры, получили 582. Из большего вычли меньшее 582 — 285 = 297 и разделили на разность первых цифр 5-2 = 3, получили 297 : 3 = 99.

Задача 3. Задумайте число, которое делилось бы на 6. Разделите его пополам, полученное число запомните. Теперь задуманное число разделите на 3, результат запомните. А теперь разделите задуманное число на 2. Результаты всех трех делений сложите. У вас получилось задуманное число. Почему?

Например, взяли число 72, получили три числа:

первое — 72 : 2 = 36,

второе — 72 : 3 = 24,

третье — 72 : 6 = 12.

Сложили их: 36 + 24 + 12 = 72. Получили задуманное число.

Задача 4. Возьмите любое двузначное число, которое не оканчивается нулем. Переставьте в нем цифры, получите новое число. Сложите эти два числа и разделите их на сумму цифр любого из этих чисел. Докажите, что в ответе получается 11.

Например, взяли число 53. Переставили в нем цифры, получили число 35. Сложили их и получили 35 + 53 = 88.

Сумму разделили на сумму цифр первого числа 5 + 3 = 8 (у второго она та же), получили 88 : 8 = 11.

В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее.

kladraz.ru

Задачи по математике для 2 класса: занимательные задания, примеры, тесты

Упражнения на сложение и вычитание, умножение и деление можно подать совершенно по-разному. Наши арифметические, геометрические, логические и другие задачи повышают интерес к математике и успеваемость в школе.

В 1-2 классе особенно важно заинтересовать детей решением задач. Чтобы помочь родителям и учителям, команда опытных методистов и педагогов «ЛогикЛайк» регулярно создает новые уроки, упражнения и тесты.

На странице лишь часть наших задач и других заданий по математике для 2 класса. Можно смотреть примеры или сразу создать кабинет ученика для практических занятий.

Популярные категории заданий

Чередуйте выполнение разных типов заданий: решайте примеры и арифметические ребусы, текстовые математические и логические задачи, числовые и предметные закономерности, задания на изменение и сравнение чисел и величин, геометрические и другие занимательные задачи.

Текстовые задачи и примеры

Задача 1. Арифметика и логика

Для праздника Профессор купил голубые, красные и жёлтые воздушные шары. Всего — 39 штук.

Жёлтых и голубых вместе — 20. Красных и голубых — 31.

Сколько красных шаров купил Профессор?

В задаче есть небольшая «ловушка» — лишние данные.

Использовать все данные можно, но решение окажется длинным, нерациональным.

На самом деле, достаточно от общего количества шаров отнять количество жёлтых и голубых:

Задача 2. Восстанови равенство

За звездочкой может быть спрятана любая цифра.

Восстанови пример, чтобы равенство стало верным.

От какого числа надо отнять 7, чтобы получить 1? От 8.

Какое число надо отнять от 58, чтобы получить 31? Число 27.

Задача 3. На сколько больше

На летних каникулах ребята делали фото насекомых. Витя сделал на 8 фото больше, чем Ян, а Сергей на 5 фото больше, чем Витя.

На сколько больше фото сделал Сергей, чем Ян?

Дети с интересом выполняют интерактивные задания. Профессор и Клапан помогут советом, проверят и подскажут лучший способ решения.

Задача 4. Ребус в таблице

Одинаковые предметы имеют одинаковую цену.

Число обозначает общую стоимость предметов в столбце или в строке.

Догадайся, какое число нужно указать вместо знака вопроса.

Кукуруза и тыква стоят столько же, сколько кукуруза и три луковицы.

Следовательно, 3 луковицы стоят столько же, сколько 1 тыква.

Представь теперь, что в таблице вместо 3 луковиц нарисована 1 тыква и увидишь, что в нижней строке тыква и перец вместе стоят 180, а во втором столбике также стоит воображаемая тыква и тот же перец.

Сколько они будут стоить вместе — и считать не нужно.

Задача 5. Составная на вычитание или деление

У Профессора на столе лежали упаковки батареек. В каждой по 12 штук. Когда Профессор взял по 9 батареек из каждой упаковки, на столе осталось всего 15 батареек.

Сколько упаковок с батарейками было на столе?

Когда Профессор взял из каждой упаковки по 9 батареек, осталось по 3 батарейки в каждой (12 — 9 = 3).

Вариант 1: Так как всего осталось 15 батареек, то упаковок было 5 (15 — 3 — 3 — 3 — 3 — 3 = 0).

Вариант 2: Можно решать делением: 15 ÷ 3 = 5.

После регистрации вы получаете доступ ко всем задачам для 2 класса: на сложение и вычитание до 100, умножение и деление, сравнение количества объектов, на движение, скорость и расстояние, взвешивания и переливания и многое другое.

Задачи на площадь и периметр

Задача 6. Ломаная линия

Отрезки одинакового цвета имеют одинаковую длину.

Какая ломаная линия имеет наибольшую длину?

Профессор сделал 3 рамки из проволоки: треугольную, пятиугольную и прямоугольную. И попросил робота Клапана выбрать самую длинную.

Помоги Клапану справиться с задачей.

Иришка вырезала два одинаковых (по площади) треугольника,

два одинаковых круга и два одинаковых четырёхугольника.

Потом она разложила фигуры, как показано на рисунке.

На какую фигуру Иришка израсходовала меньше всего бумаги?

Здесь лишь малая часть заданий, доступных ученикам образовательной платформы LogicLike.

Задачи на движение, скорость, время и расстояние

Ниже предлагаем несколько текстовых задач для новичков — понимание и применение формулы «S = ? • ?t» не потребуется.???? Это «вводные» задания на логику и выполнение простейших арифметических действий.

Нина вышла из дома в 7:15 и пришла в школу в 7:43.

Её подруга Вика пришла в школу в 7:50, хотя ей требуется на дорогу на 16 минут меньше.

Во сколько Вика вышла из дома?

Задача 10. Погоня за Клапаном

Профессор сконструировал для Клапана ролики и решил их испытать.

Пока Профессор отвлёкся, робот отъехал на 14 метров. Профессор заволновался и бросился его догонять.

Пока Профессор пробегает 3 метра, Клапан проезжает 2 метра.

Сколько метров нужно пробежать Профессору, чтобы догнать робота?

Один из интересных способов решения подобной задачи — составить две закономерности, которые будут отображать изменения расстояния (в метрах) от «старта».

Закономерность, которая описывает движение Профессора:

Опиши движение Робота Клапана таким же образом.

Для наглядности рекомендуем записать закономерности в таблицу в 2 строки.

Задача 11. Скорость и относительность

В движущемся автобусе два пассажира идут навстречу друг другу.

Скорость автобуса — ?1;

скорость пассажира, идущего по ходу движения автобуса, — ?2;

скорость пассажира, идущего против хода движения, — ?3.

Выбери из предложенных вариантов скорость (?), с которой сближаются идущие навстречу другу другу пассажиры:

1) ? = ?1 + ?2 + ?3;

2) ? = ?1 + ?2 — ?3;

3) ? = ?1 — ?2 + ?3;

На скорость сближения пассажиров, идущих навстречу друг другу внутри автобуса, скорость и направление движения автобуса не влияют.

Какой формат занятий вы ищете?

Если ваша единственная цель — отработка навыков счета, найдите арифметический тренажер в формате журнала или онлайн.

Для кого мы создали и постоянно развиваем сайт LogicLike?

  • Для тех, кто хочет научиться думать, рассуждать, мыслить нестандартно.
  • Для детей, чьи родители понимают что математика — это не только примеры и задачи (подробнее — в статье о пользе от занятий математикой).
  • Для всех, кто хочет научиться принимать решения не только на уроках математики, но и преуспевать в разных областях жизни.

Более 100 000 ребят уже занимаются математикой и логикой на LogicLike.com

Понравился материал? Поделитесь полезной находкой с друзьями!

logiclike.com

Задачи по математике 1-4 класс с ответами 143

Рассмотрим тему Задачи по математике 1-4 класс с ответами 143 из предмета Математика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Задачи по математике 1-4 класс с ответами 143, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной , не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем .

Задачи. Приведение к единице и способ отношений

1. Шесть стульев стоят 120 рублей. Для колхозного клуба купили 25 таких

стульев. Сколько уплатили за 25 стульев?

2. Один рабочий за смену сделал 960 деталей, выполнив три нормы.

Сколько таких деталей сделает другой рабочий, который выполняет две

3. На 84 рубля купили 28 кг крупы. Сколько килограммов макарон можно

купить на 160 руб., если 1 кг макарон дороже 1 кг крупы на 2 рубля?

4. За 3 часа турист проехал на автобусе 120 км. Во сколько часов он мог

проехать это расстояние на легковой машине, скорость которой больше

скорости автобуса на 20 км в час?

5. За 4 м сукна ценою по 75 руб. метр и 3 м драпа уплатили 600 рублей.

Сколько будут стоить 5 м такого драпа?

6. Из 69 м полотна сшили 23 простыни. Сколько таких простынь сошьют

из 4 кусков полотна длиною 30 м каждый?

7. Один ящик яблок весит 50 кг, а 12 ящиков яблок и 8 ящиков груш весят

960 кг. Сколько будут весить 10 ящиков груш?

8. Четыре колуна весят 20 кг, а 5 топоров — 15 кг. На лесозаготовки

отправили 90 колунов и 90 топоров. Сколько весит весь груз,

отправленный на лесозаготовки?

9. Сколько тетрадей можно сшить из 300 листов бумаги, если на

каждые 2 тетради бумаги идет 5 листов?

10. Десяток пуговиц стоит 7 руб. Сколько пуговиц можно купить на 63

11. Из 3 кг муки выпекают 4 кг хлеба. Сколько килограммов хлеба

выпекут из 57 кг муки?

12. Из 9 кг гречихи получается 6 кг гречневой крупы. Сколько килограммов

гречневой крупы выйдет из 180 кг гречихи?

13. 6 кубометров березовых дров дают столько же тепла, сколько 8

кубометров сосновых дров. Сколько нужно сосновых дров, чтобы

заменить 84 кубометра березовых дров?

14. Велосипедист за 2 часа проехал 27 км. Во сколько часов он проедет

оставшиеся 81 км, если будет двигаться с той же скоростью?

15. За 100 м тесемки и пуговицы швейная мастерская уплатила 120 руб.

Сколько пуговиц купила мастерская, если кусок тесемки длиной 20 м стоит

9 руб., а десяток пуговиц покупали по 15 рублей?

16. Из 16 кг ржи получается 12 кг муки. На мельницу привезли 10

мешков ржи весом 80 кг каждый. Сколько килограммов муки

получат из доставленной ржи?

17. На токарном станке за 8 часов работы нарезали 57 болтов. Во

сколько часов нарежут 570 болтов, если будут перевыполнять корму в 4

18. Из 14 кг сливок получается 5 кг масла. Сколько нужно сливок, чтобы

получить 200 кг масла?

19. Из 9 кг сырого кофе получается 8 кг жареного. Сколько получат

жареного кофе из 180 кг сырого?

20. На каждые 3 м железнодорожного пути укладывали 5 шпал. Сколько

нужно уложить шпал на 1 км 200 м железнодорожного пути?

21. От школы до дома ученик сделал 600 шагов, употребив на каждые 3

шага 2 секунды времени. Сколько времени шел ученик от школы до дома?

(6 минут 40 секунд).

22. Население города на 1 января было 25000 человек. В течение года

прирост был — 3 человека на каждую сотню. Сколько жителей стало в

городе к концу года?

23. Из 100 кг риса получается 60 кг крахмала. Сколько килограммов

крахмала получится из 2 т риса?

Задачи. Пропорциональное деление

24. Для двух классов школа получила 75 задачников. Сколько

задачников получит каждый класс, если один класс внес 68 руб., а

(34 задачника и 41 задачник).

25. В двух мотках было 70 м электрического шнура. Один моток стоил 24

руб., а другой 46 руб. Сколько метров шнура было в каждом мотке?

26. Две артели рабочих покрыли асфальтом 1 км шоссе. Одна артель

работала 6 дней, а другая на 2 дня меньше. Сколько метров шоссе

покрыла каждая артель?

27. Две мастерские получили 900 кг гвоздей в ящиках одинакового веса.

В одну мастерскую было доставлено 30 ящиков, а в другую на 10

ящиков меньше. Сколько килограммов гвоздей получила каждая

(540 кг и 360 кг).

28. Для оплаты экскурсии ученики школы собрали 140 руб. Из одного

класса участвовало в экскурсии 20 человек, из другого на 5 человек

меньше. Сколько внесла каждая группа, если взносы на человека были

(80 руб. и 60 руб.).

29. Два мальчика имели вместе 3 руб. Когда один купил 7 тетрадей, а другой

9 тетрадей, то у первого осталось 35 коп., а у второго 25 коп. Сколько

заплатил за тетради каждый мальчик?

(1 руб. 5 коп. и 1 руб. 35 коп.).

30. В двух кусках было 60 м ткани. Сколько метров ткани было в каждом

куске, если первый кусок стоил 360 руб., а второй на 180 рублей дороже?

31. Турист за два дня проехал 330 км; в первый день он был в пути 4 часа,

а во второй — на 3 часа больше. Сколько километров проехал турист в

каждый день, если передвигался с одинаковой скоростью?

(120 км и 210 км).

32. Три плотника получили за работу 540 руб. Один из них работал 5 дней,

другой 6 дней и третий 7 дней. Сколько денег заработал каждый из них?

(150 руб., 180 руб. и 210 руб.).

33. Два одинаковых пожарных насоса выкачали 900 ведер воды. Первый

насос действовал 10 минут, а второй 15 минут. Сколько ведер воды

выкачал каждый насос?

(360 ведер и 540 ведер).

34. Два колхозника купили вместе 50 одинаковых досок. Один

заплатил за доски 240 руб., а другой на 80 руб. меньше. Сколько досок

купил каждый колхозник?

(30 досок и 20 досок).

Задачи. Нахождение неизвестных по двум разностям

1. Из одного куска материи сшили 15 платьев, а из другого куска такой

же материи сшили 20 таких платьев. Второй кусок был длиннее первого на

15 м. Какой длины был каждый кусок материи?

2. На одном грузовике перевезли 56 тюков товара, на другом 69 таких же

тюков; на втором грузовике груза было больше на 650 кг. Сколько

килограммов груза перевезли на первом грузовике?

3. Для общежития купили сначала 25 кроватей, а затем еще 32 таких же

кровати. Во второй раз за кровати заплатили больше, чем в первый раз на

420 руб. Сколько рублей заплатили за 25 кроватей?

4. В одном куске было 30 м тесемки, а в другом 45 м такой же тесемки.

Второй кусок был дороже первого на 30 руб. Сколько стоил каждый кусок

(60 руб. и 90 руб.).

5. 15 мотков белых ниток дороже 9 мотков таких же ниток на 3 руб. 60 коп.

Сколько заплатит вязальная мастерская за 100 мотков таких ниток?

6. С одного участка сняли 58 мешков картофеля, а с другого 42 мешка.

Сколько килограммов картофеля сняли с двух участков, если с первого

участка сняли больше, чем со второго на 800 кг?

(5000 кг или 5 т).

7. Из куска меди предполагали сделать 25 котлов, но сделали 35 котлов,

употребив на каждый котел меди меньше на 2 кг. Сколько весила вся медь?

8. Из трех кусков материи одинаковой длины можно сшить 18 платьев

женских или 30 платьев детских, употребив на каждое детское платье на 2

м меньше, чем на женское. Какой длины был каждый кусок материи?

9. Один колхоз отправил на рынок 52 бидона молока, другой 48 таких же

бидонов. Сколько литров молока отправили на рынок оба колхоза, если

первый колхоз отправил больше второго на 160 л?

10. Два автобуса ехали с одинаковой скоростью. Первый был в пути 5

часов, а второй 3 часа. Первый автобус проехал на 80 км больше второго.

Сколько километров проехал каждый автобус?

(200 км и 120 км).

11. Две доярки обслуживали одинаковое количество коров. Одна из них

надаивала за неделю от коровы 100 л, а другая 120 л. Первая за неделю

надоила меньше второй на 240 л. Сколько коров обслуживала каждая

доярка и сколько каждая надоила молока за неделю?

(12 коров. 1200 л и 1440 л).

12. Если каждой лошади будут выдавать в колхозе по 8 кг овса в день, то

от дневного запаса останется 180 кг, если же будут выдавать по 6 кг, то

останется 360 кг овса. Сколько в колхозе лошадей и сколько заготовлено

было на день овса?

(90 лошадей. 900 кг).

13. Если огородник будет рассаживать рассаду по 20 кустиков на грядку,

то у него останется 60 кустиков, если же он будет рассаживать по 30

кустиков, то у него не хватит 60 кустиков. Сколько грядок нужно было

засадить и сколько кустиков рассады было заготовлено?

(12 грядок. 300 кустиков).

14. Два поезда прошли с одинаковой скоростью — один 900 км, другой

600 км, причем первый поезд был в пути на 5 часов больше второго.

Сколько часов был в пути каждый поезд?

(15 часов и 10 часов).

15. Патефон и 8 пластинок стоят 355 руб., а патефон и 12 пластинок будут

стоить 395 руб. Сколько стоит патефон и сколько стоит одна пластинка?

(275 руб. и 10 руб.)

16. Письменный стол и 6 стульев стоят 450 руб., а если купить

письменный стол и 4 стула, то нужно уплатить 400 руб. Сколько стоит

17. 4 м сукна и 3 м подкладки стоят 365 руб., а 4 м сукна и 2 м подкладки

стоят 350 руб. Сколько стоит 1 м сукна?

Задачи. Нахождение неизвестных по сумме и кратному отношению

1. Один самолет взял с собой 1 бак с бензином, а другой 3 таких бака,

а всего оба самолета взяли 140 кг. Сколько бензина взял каждый самолет?

2. Хозяйка замесила тесто из 1 кг муки двух сортов; гречневой муки она

взяла одну часть, а пшеничной 4 части. Сколько граммов муки каждого сорта

взяла хозяйка для теста?

3. Для раздачи ученикам учительница принесла 100 тетрадей, из них

в клетку было в 4 раза больше, чем в линейку. Сколько тетрадей было в

клетку и сколько в линейку?

(80 тетрадей и 20 тетрадей).

4. Книга в переплете стоит 6 руб. 30 коп.; переплет в 5 раз дешевле

книги. Сколько стоит книга без переплета?

5. На базу доставили 150 бочонков рыбы; сельдей было в 2 раза больше,

чем трески. Сколько бочонков сельдей было доставлено на базу?

6. Электрический шнур длиной 120 м разрезали на две части так, что одна

из них была в 5 раз короче другой. Найти длину каждой части шнура.

7. Для детского дома привезли 360 м полотна и сатина, причем сатина в 8

раз больше, чем полотна. Сколько сатина привезли в детский дом?

8. В МТС совхоза доставили 240 машин — тракторов и комбайнов.

Тракторов было в 4 раза больше, чем комбайнов. Сколько тракторов

доставили на МТС совхоза?

9. В роще было 360 деревьев, сосен и берез. Когда посадили еще 40 сосен,

то берез стало в 3 раза больше, чем сосен. Сколько было берез в роще?

10. За кисточку и краски ученик уплатил 7 руб. 20 коп. Краски стоили дороже

кисточки в 8 раз. Сколько стоили краски?

11. Два мальчика купили рыболовные крючки и заплатили за них 3 руб. 60

коп.. Один рыболовный крючок стоит 18 коп. Сколько крючков купил

каждый мальчик, если один из них заплатил в 3 раза больше другого?

(5 крючков и 15 крючков).

12. Столовая заготовила 250 кг крупы; пшена в 4 раза больше, чем риса.

Сколько килограммов риса нужно еще привезти с базы, чтобы его было

столько же, сколько и пшена?

13. Мальчик принес из леса 280 грибов; из них подберезовиков было в 6 раз

больше, чем рыжиков. Половину подберезовиков он отложил для сушки.

Сколько грибов было отобрано для сушки?

14. В столовой было 150 тарелок, глубоких и мелких. Когда разбили 25

мелких тарелок, то их осталось в 4 раза меньше, чем было глубоких

тарелок. Сколько глубоких тарелок было в столовой?

15. В одном ящике было 120 яиц, а в другом 300 яиц. Сколько яиц нужно

добавить в каждый ящик, чтобы в них было девять сотен и во втором ящике

в пять раз больше, чем в первом?

(30 яиц и 450 яиц).

16. В двух ящиках было 120 кг яблок. Когда из одного ящика продали 24

кг, то в нем оказалось яблок и б раз меньше, чем в другом ящике.

Сколько яблок было п каждом ящике до продажи?

17. Сумма лет двух братьев равна наибольшему дву-Значному числу.

Сколько лет каждому из братьев, если С i пршему вдвое больше лет, чем

18. Сумма двух чисел 396. Если в большем числе Зачеркнуть на конце

нуль, то получим меньшее число. Найти эти числа.

19. В столовую доставили 5 мешков картофеля и 3 мешка моркови,

всего 360 кг. Картофель весил в два раза больше моркови. Сколько весили

один мешок карто-феля и один мешок моркови?

20. Для удобрения колхозных полей пионеры со-брали 420 ц золы.

Сосновой золы было собрано 99 ц, а березовой золы вдвое больше, чем

золы ржаной соломы. Сколько березовой золы собрали пионеры?

21. Три бригады колхозников заготовили 1200 т силоса. Одна бригада

заготовила силоса 400 т, вторая в три раза больше третьей. Сколько тонн

силоса заготовила вторая бригада?

22. Для детского дома получили 405 м полотна. На рубашки израсходовали

полотна в 4 раза больше чем, на простыни. Сколько было сшито рубашек,

если на одну рубашку расходовали полотна 2 м?

23. Три товарища сговорились купить лодку за 840 руб. Один дал на эту

покупку 120 рублей, второй вдвое меньше третьего. Сколько внес на

покупку лодки третий товарищ?

24. Наибольшее трехзначное число разложить на два слагаемых так, чтобы

одно из них было в 8 раз меньше другого.

25. Среднее арифметическое трех чисел: 180, 210 и 450 разложить на два

слагаемых так, чтобы одно из них было больше другого в 4 раза.

26. 600 задачников распределили между тремя школами так, что вторая

школа получила втрое, а третья вдвое больше первой. Сколько

задачников получила каждая школа?

(100, 200 и 300 задачников).

27. Огородник получил для посева 3 кг 400 г семян: семян моркови в 3 раза

больше, чем семян репы, а семян луку в 4 раза меньше, чем семян репы.

Сколько семян каждого сорта получил огородник?

(200 г, 800 г и 2 кг 400 г).

28. Сын в 4 раза моложе отца и в 3 раза моложе матери, а если к сумме

их лет прибавить 4 года,, то получится 100 лет. Сколько лет каждому?

29. Сумма трех чисел 280. Первое число в 2 раза меньше второго,

третье в 2 раза больше первого. Найти эти числа.

30. Число, в котором 36 десятков, разложить на три слагаемых так, чтобы

первое было в 3 раза больше второго, а третье равнялось сумме двух

31. С трех участков собрали 2400 ц пшеницы. С первых двух участков

пшеницы было собрано поровну, а с третьего в 2 раза больше, чем со

второго. Сколько пшеницы было собрано с каждого участка?

(600 ц, 600 ц и 1200 ц).

Задачи на движение и совместную работу

1. Из деревни в Москву колхозник сначала шел пешком 2 часа, делая по 4

км в час, затем 3 часа ехал на пароходе со скоростью 25 км в час. На каком

расстоянии от Москвы находится деревня?

2. Из Ленинграда в дачный поселок в 9 часов выехал автомобиль со

скоростью 50 км в час и прибыл в поселок в 12 часов того же дня. Какое

расстояние от Ленинграда до поселка?

3. Из двух машин, первая изготовляет в час 50 кг гвоздей, вторая в то же

время на 20 кг больше. Во сколько часов обе машины изготовят 600 кг

гвоздей, если начнут работать одновременно?

4. От двух пристаней одновременно отошли навстречу друг другу два

парохода и встретились через 8 часов. Первый пароход шел со скоростью

30 км в час, а второй со скоростью 35 км в час. Найти расстояние между

5. Из двух пунктов, расстояние между которыми 102 км,

одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста и

встретились через 3 часа. Скорость первого велосипедиста 18 км в час.

Сколько километров в час делал второй велосипедист?

6. Два мотоциклиста выехали одновременно из двух пунктов навстречу друг

другу; первый проезжал в час 42 км, второй на 4 км меньше. Через сколько

часов мотоциклисты встретятся, если расстояние между пунктами 160 км?

7. Товарный поезд за 9 часов проходит 360 км; пассажирский поезд то же

расстояние проходит за 6 часов. Через сколько часов эти поезда встретятся,

если выйдут одновременно навстречу друг другу из двух пунктов,

расстояние между которыми 800 км?

8. В подвал натекло 720 ведер воды. Чтобы выкачать ее, поставили два

насоса. Первый насос может выкачать всю воду за 6 часов, один второй —

за 12 часов. Во сколько часов будет выкачана вся вода из подвала, если

будут действовать оба насоса одновременно?

9. Надо засеять в день 1500 га пашни. Для этой работы имеются 14

тракторов, которые обрабатывают по 5 га в час каждый, и 20 тракторов,

которые обрабатывают по 4 га в час каждый. Во сколько часов обработают

пашню все машины, если будут работать одновременно?

10. Расстояние между двумя городами 990 км. Из этих городов в 10 часов

утра навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного из них 50 км в

час, скорость другого на 10 км больше. В котором часу поезда встретились?

(В 8 часу вечера).

11. Из двух станций, расстояние между которыми 400 км, вышли

одновременно навстречу друг другу два поезда; один поезд шел со

скоростью 55 км в час, скорость другого на 10 км в час меньше. Какое

расстояние пройдет каждый поезд до встречи?

(220 км и 180 км).

12. Шоссейную дорогу длиной 22 км ремонтировали две бригады с

противоположных концов, идя навстречу друг другу. Одна бригада за

каждые 4 дня ремонтирует 2 км, вторая — 3 км за 6 дней. Во сколько дней

будет отремонтирована дорога, если бригады начнут работать

13. Из двух мест, расстояние между которыми 60 км, отправляются

одновременно навстречу друг другу пешеход и конный верховой. Встреча

произошла через 4 часа после выезда верхового. Найти скорость

верхового, если скорость пешехода 5 км в час?

14. Ванна вмещает 50 ведер воды; для ее наполнения открыли два крана

одновременно. Через первый кран в каждый час вливается 120 ведер

воды, а через второй за 10 минут вливается 30 ведер. Во сколько минут

15. Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух

пунктов, расстояние между которыми 42 км. Один лыжник шел со

скоростью б км в час и встретил другого через три часа после выхода. С

какой скоростью шел второй лыжник?

16. Плавательный бассейн вмещает 3200 ведер воды. Для его наполнения

открыли две трубы. Через первую трубу в каждые 5 минут вливается 90

ведер воды, а через вторую в одну минуту вливается 46 ведер. Во сколько

минут наполнится бассейн?

17. Двое рабочих одновременно начали устанавливать забор вокруг

площадки, идя с двух противоположных сотрон навстречу друг другу. Один

рабочий в день устанавливал 30 м, другой на 2 м меньше. Во сколько дней

они закончат работу, если длина забора 580 м?

18. От Ленинграда до Москвы 651 км. Из этих городов одновременно

навстречу друг другу вышли два поезда: один со скоростью 70 км в час,

другой со скоростью 60 км в час. Какое расстояние будет между поездами

через 3 часа после их выхода?

19. Два трактора вспахали 360 га целины в 15 дней, работая одновременно.

Один трактор, более мощный, вспахивал в день в 2 раза больше другого.

Сколько гектаров в день вспахивал каждый трактор?

20 Первый спортсмен пробегает 100 м за 10 секунд, а второй 96 м за 12

секунд. Сколько метров пробежит каждый спортсмен до встречи, если они

начнут бег одновременно, разойдясь на 180 м?

21. Расстояние между двумя станциями 600 км. С одним станции вышел

поезд со скоростью 1 км в минуту; с другой станции одновременно

навстречу первому вышел поезд со скоростью 40 км в час. Какое расстояние

пройдет каждый поезд до встречи?

(360 км и 240 км).

Вычисление площадей и объемов

1. Ученик начертил прямоугольник, стороны которою 4 см и 3 см.

Вычислить плошадь этого прямоугольника.

2. Для школьного огорода отвели участок земли прямоугольной

формы. Длина участка 20 м и ширина 15 м.

1) Какую площадь занимает участок?

2) Какой длины нужна колючая проволока, чтобы об-тянуть участок в 3

(300 кв. м и 210 м).

3. Прямоугольный садик обнесен забором со всех сторон. Длина забора

120 м. Вычислить площадь садика, зная, что ширина его 40 м.

4. Прямоугольный участок огорода обтянут в три ряда колючей

проволокой, длина которой 900 м. Найти площадь огорода, если длина его

5. Комната имеет длину 8 м и ширину 4 м. Сколько нужно досок, чтобы

покрыть пол этой комнаты, если длина доски 5 м, а ширина 20 см?

6. Длина пола механической мастерской 30 м, а ширина на 18 м меньше

длины. Сколько станков можно поместить в мастерской, если один станок

вместе с рабочим местом занимает 9 кв. м?

7. Классная комната имеет длину 12 м, а ширина ее на 5 м меньше длины.

Сколько человек учащихся можно поместить в эту комнату, если считать в

среднем на ученика 2 кв. м площади?

8. Клумба имеет форму квадрата, сторона которого 10 м. Пионами занята

четвертая часть площади клумбы, астры и левкои занимают пятую часть

всей клумбы. Какая площадь занята пионами и какая астрами и левкоями?

(25 кв. м и 20 кв. м).

9. Сколько квадратов со стороной 5 дм можно вырезать из листа картона

квадратной формы со стороной 10 дм?

10. Клумбу квадратной формы обложили зеленым бордюром, длина

которого 40 м. Вычислить площадь клумбы.

11. Из листа бумаги вырезали квадрат со стороной 6 дм и прямоугольник

с площадью 6 кв. дм. Который кусок бумаги больше?

12. В саду было две лужайки: одна лужайка имела вид квадрата со

стороной 10 м, а другая вид прямоугольника шириной 5 м и длиной 20 м.

Которая лужайка была большей площади?

13. Спортивная площадка имеет вид прямоугольника, длина которого 40 м;

ширина площадки 30 м. Во сколько минут можно обойти эту площадку по

дорожке вокруг площадки, если в минуту проходить 70 м?

14. На скотном дворе колхоза помещается 50 коров. Длина скотного

двора 25 м, ширина 10 м. Сколько квадратных метров площади

приходится на одну корову?

15. Сколько потребуется бумаги для оклейки куба, ребро которого 8 дм?

16. Сколько нужно краски, чтобы покрасить пол кухни, длина которого 4 м и

ширина 3 м, если на 1 кв. м пло-щади расходуется краски 100 г?

17. Надо окрасить шкаф с трех сторон. Длина шкафа 2 1/, ширина 1 м и

высота 2 м. Сколько нужно краски, если на 1 кв. м площади расходуется

18. Пол комнаты имеет форму прямоугольника, длина которого 8 м,

ширина 6 м. Какой длины должен быть бордюр для оклейки комнаты

19. Для оклейки комнаты прямоугольной формы купили бордюр длиной 30

м. Найти площадь этой комнаты, если длина ее в два раза больше ширины.

20. Участок сада прямоугольной формы со всех сторон обнесен забором,

длина которого 120 м. Ширина участка равна половине его длины. Одну

пятую площади сада занимают кусты и деревья. Какую площадь зани-

мают кусты и деревья?

21. Сад имеет форму прямоугольника, длина которого 30 м, а ширина

составляет 2/5 его длины. На каждых 3 кв. м площади сада растет по

одному дереву. Сколько всего деревьев в саду?

22. На скатерти прямоугольной формы длиной 3 м и шириной 2 м вышили

узор в форме квадрата, сторона которого 1 м. Сколько места занимает

кайма вокруг этого узора?

23. Сад имеет в длину 40 м, а в ширину 30 м; на каждой площади в 20 кв.

м помещается по одному улью.Сколько меда соберут с этого участка,

если каждый улей в среднем дает 30 кг меда?

24. Два участка земли огородили забором одинаковой длины. Первый

участок имеет форму прямоугольника со сторонами 20 м и 30 м, а другой

форму квадрата. Какой из этих участков имеет большую площадь и на

сколько квадратных метров она больше?

(Площадь второго участка больше на 25 кв. м).

25. Огород квадратной формы обнесен забором, длина которого 160 м.

Найти площадь огорода в арах.

26. Сколько аров занимает аллея сада, длина которой 500 м, а ширина 20

27. Колхозное поле, засеянное кукурузой, имеет длину 800 м, а ширину 600

м. Ученик изобразил этот участок на бумаге, взяв за 100 м отрезок прямой в

1 см. Какой площади получился прямоугольник на бумаге?

28. Найти объем классной комнаты, размеры которой: длина 12 м, ширина 8

29. Водоем прямоугольной формы имеет длину 6 м, ширину 4 м и глубину 3

м. Найти вместимость водоема.

30. Навес на четырех столбах имеет прямоугольную форму. Высота навеса

2 м, ширина 3 м и длина 4 м. Сколько ящиков поместится под навесом, если

каждый ящик имеет форму куба с ребром в 1 м?

31. Комната прямоугольной формы имеет размеры: длину 8 м, ширину 6 м

и высоту 3 м. Сколько кубических метров воздуха приходится на каждого из

32. Сено, спрессованное в форме кубических метров, сплошь заполнило

навес длиной 20 м, шириной 10 м и высотой 4 м. Сколько тонн

весило это сено, если 10 куб. м весят 3 т?

33. Сколько кубических метров дров уложится в сарае, который имеет

форму куба, ребро которого 5 м?

34. Сколько ведер воды вмещает бак прямоугольной формы длиною 15

дм, шириною 8 дм и высотою 4 дм, если ведро воды вмещает 12 литров?

35. Бутылку наполнили водой, а затем воду вылили в стеклянный ящик

прямоугольной формы, длина которого 26 см, ширина 10 см. Уровень

воды в ящике установился на высоте 4 см. Вычислить объем бутылки.

36. Бак прямоугольной формы длиною 2 м, шириною1 м и высотою 1 м

наполнили водой через два крана. Через один кран в минуту вливается 24

л воды, через другой 26 л. Во сколько времени наполнился бак?

37. Сколько весит железный стержень длиною 5 м, с прямоугольным

поперечником, имеющим 2 см ширины и 1 см толщины, если 1 куб см

железа весит 8 г?

38. Во сколько раз объем куба с ребром в 10 дм больше объема куба,

ребро которого 5 дм?

39. Во сколько раз площадь квадрата со стороной дм больше площади

квадрата со стороной 5 см?

1010. Из листа жести прямоугольной формы вырезали квадрат со стороной

2 дм. Вычислить вес оставшейся части жести, если 1 кв. дм ее весит

56 г и известно, что длина листа была 5 дм и ширина 26 см?

xn—-ftbdmba1cp9d.xn--p1ai

/ Ситуационные задачи с ответами

Больная — женщина 25 лет. В анализе мочи бактериурия, лейкоциты 20-30 в поле зрения; беспокоит боль при мочеиспускании; в анамнезе – рецидивирующий цистит, хронический пиелонефрит.

— Показаны ли в подобной ситуации антибактериальные препараты?

— Какие группы антибактериальных средств рационально использовать при инфекциях мочевыводящих путей и почек (вне контекста задачи)? Какие из них нежелательно использовать в амбулаторных условиях и почему? Какие из используемых амбулаторно препаратов будут противопоказаны беременной женщине или ребенку?

— Основное побочное действие аминогликозидов. Рекомендации по рациональному использованию средств данной группы. Представители группы (международные наименования).

Антибиотикотерапия вероятно показана с учетом лейкоцитурии, жалоб и анамнеза; решение о необходимости назначения антибиотиков по возможности должен принимать врач. В качестве средств выбора могут быть использованы защищенные пенициллины, цефалоспорины II-III поколения, фторхинолоны, нитрофураны, аминогликозиды. В амбулаторных условиях не следует использовать аминогликозиды (парентеральное, предпочтительно в/в, введение; высокая токсичность), часть цефалоспоринов (необходимость парентерального введения). Беременным и детям противопоказаны фторхинолоны. Аминогликозиды имеют характерное нефротоксическое действие (риск развития почечной недостаточности), ототоксическое действие (развитие тугоухости); возможно временное развитие параличей и парезов – при чрезмерно быстром введении, при сочетании с некоторыми лекарственными средствами. Аминогликозиды используются только под врачебным контролем, в стационаре, с подбором дозы по массе тела пациента и коррекцией в соответствии с состоянием функции почек. Введение предпочтительно в/в капельно (1-2 часа, быстрое введение создает риск побочных реакций), однократное для всей суточной дозы. Не рекомендуется использование аминогликозидов более 10-14 дней. Недопустимо смешивание аминогликозидов с другими препаратами в одной емкости. Не следует сочетать аминогликозиды и другие препараты, также обладающие нефро- и ототоксическим действием. Представители: стрептомицин, канамицин, гентамицин, амикацин, нетилмицин.

Больной, мужчина 60 лет, находится в стационаре получая лечение по поводу 2-хсторонней нозокомиальной пневмонии. В течение 10 дней получал гентамицин (в/в капельно, 100 мг x 3 р/сут) без выраженного эффекта; на 11-й день к терапии добавлен ванкомицин (1 г x 2 р/сут). На 15-сутки отмечено ухудшение состояния: отеки, снижение диуреза, повышение уровня креатинина крови.

— Каким состоянием может быть обусловлено появление подобных симптомов?

— Чем с наибольшей вероятностью могло быть вызвано данное состояние? Что стало ошибкой в плане терапии? Как следует оценить режим использования гентамицина?

— Каким путем допустимо введение ванкомицина? Какие реакции возможны при его введении, и каковы меры их предотвращения и лечения?

Симптомы соответствуют таковым при поражении почек (почечной недостаточности). Развитие вероятно связано с использованием гентамицина и ванкомицина – оба препарата имеют нефротоксическое действие. Ошибочным было одновременное назначение (не отменен, несмотря на отсутствие эффекта, гентамицин). 3-хкратное введение гентамицина нежелательно; предпочтительно введение суточной дозы каждые 24 часа. Ванкомицин вводится только внутривенно капельно. Возможно появление всевдоаллергической реакции («синдром красного человека») с гиперемией кожи и зудом. Реакция появляется при чрезмерно быстром введении препарата (рекомендуется длительность инфузии не менее 40 минут), купируется введением антигистаминных средств.

Пациентка 70 лет находится в стационаре в течении суток по поводу обострения хронического пиелонефрита; госпитализирована с высокой температурой, головной болью, выраженной лейкоцитурией. По назначению врача получает Амоксиклав (1 г x 2 р/сут). При обходе у больной замечены упаковки с препаратами Аугментин и Ампициллин в таблетках, которые она, по своим словам, самостоятельно начала принимать дома и продолжает в течение 6 дней до настоящего времени.

— К каким группам относятся три указанных препарата?

— Допустимо и рационально ли одновременное применение этих средств? Как, с учетом полученной от пациентки информации, можно оценить назначенную в отделении терапию? Какая альтернатива существует в рамках данного заболевания используемым препаратам?

— Каким способом может вводиться раствор Амоксиклава? Какое побочное действие возможно для амоксициллина и клавулановой кислоты в обычной дозе и при передозировке?

Все три препарата являются аминопенициллинами (Амоксиклав и Аугментин – защищенные, с клавулановой кислотой; Ампициллин — незащищенный). Сочетание трех средств одной группы/одинакового состава создает передозировку (Амоксиклав назначен в адекватной дозе), нерационально и недопустимо. С учетом сохранения симптомов на 6-й день заболевания несмотря на прием Аугментина, защищенные пенициллины для данной пациентки следует считать неэффективными, следовательно Амоксиклав назначен ошибочно. В данных условиях возможна замена на фторхинолоны или цефалоспорины III поколения. Амоксиклав (клавулановая кислота в составе) парентерально вводится только внутривенным путем, струйно и капельно. В обычной дозе возможны аллергические реакции, диарея; при передозировке – нейротоксическое действие амоксициллина, гепатотоксическе действие клавулановой кислоты, дисбактериоз кишечника.

Больному, мужчине 25 лет, находящемуся на амбулаторном лечении по поводу рецидива хронического тонзиллита (t=37,5, боль в горле, налеты гнойного характера на миндалинах, увеличение шейных лимфоузлов), терапевтом назначен Цефазолин внутримышечно (1г x 2 р/сут). Из анамнеза известно, что у больного год назад отмечена реакция (отек Квинке) на внутримышечное введение ампициллина.

— Показаны ли в данной ситуации антибактериальные средства (объяснить, почему)?

— Оценить целесообразность выбора антибиотика и пути его введения. Каковы закономерности в развитии аллергии на пенициллины и прочие антибактериальные препараты? Какие имеются альтернативные средства, какие формы выпуска в их случае будут предпочтительны?

Антибактериальная терапия показана ввиду явного признака бактериальной инфекции (гнойное воспаление), истории хронической бактериальной инфекции. Использование цефазолина в данной ситуации угрожает аллергической реакцией в силу наличия перекрестной аллергии между цефалоспоринами и пенициллинами. Инъекционный путь введения антибиотика при лечении нетяжелой инфекции на дому нецелесообразен и, кроме того, увеличивает риск серьезной аллергической реакции. Перекрестная аллергия существует между пенициллинами (высокий риск между всеми представителями группы), цефалоспоринами и карбапенемами (при аллергии на пенициллины риск реакции на цефалоспорин I – около 10%, цефалоспорин II – около 5%, цефалоспорины III, IV и карбапенемы – менее 3%). Перекрестная аллергическая реакция может возникнуть на первое в жизни введение данного препарата. Альтернативные препараты – пероральные формы макролидов и, с осторожностью, цефалоспоринов III поколения.

Анафилактический шок проявляется разнообразными симптомами включающими кожный зуд, сыпь, слабость, головокружение, тошноту и рвоту, диарею и боли в животе, судороги, нарушения сознания, бледность кожных покровов, падение АД, бронхоспазм, отек слизистой дыхательных путей с удушьем, нарушения сердечной деятельности. Имеет период «предвестников» и период основных проявлений (системные нарушения гемодинамики). Помощь включает обеспечение адекватного положения тела пострадавшего (опущенный головной конец, обеспечение проходимости дыхательных путей), доступа кислорода; место внутримышечного введения лекарства можно обколоть раствором адреналина (0.1% — 1 мл, в 10 мл физ. р-ра ), внутримышечного и внутривенного — при возможности отграничить венозным жгутом (бедро или плечо); вводятся в/м или в/в адреналин (0.1% — 1 мл), преднизолон (100 мг = 3-4 ампулы с 1 мл 3% р-ра) или дексаметазон (10 мг = 2-3 ампулы с 1 мл 0.4% р-ра); возможно введение антигистаминных средств (предпочтительно р-р Супрастина, 1 мл). При бронхоспазме кроме адреналина могут быть использованы Эуфиллин, бета2-адреномиметики. При остановке сердечной деятельности и дыхания проводятся реанимационные мероприятия.

Больной, мужчина 25 лет, планово госпитализирован в терапевтическое отделение. При сборе анамнеза отметил, что 8 дней назад перенес заболевание, сопровождавшееся подъемом температуры, болью в горле и в шее справа. У больного хронический тонзиллит. В анамнезе аллергия (крапивница) на аспирин и амоксициллин. В течении 5 дней самостоятельно принимал антибиотик, название которого вспомнить затрудняется, однако на фоне лечения было отмечено улучшение состояния. Врачом назначена инъекция Бициллина-5 однократно.

— С какой целью назначается Бициллин-5? Какие еще средства используются с этой целью?

— Оценить безопасность и допустимость назначения? Каким способом может вводиться Бициллин-5? Каковы закономерности существуют в развитии аллергии на пенициллины и прочие антибактериальные препараты?

— Анафилактический шок при лекарственной аллергии. Симптомы, неотложная помощь.

Бициллин-5 используется с целью профилактики осложнений стрептококковой инфекции (ангина, скарлатина, рожа, стрептодермия) или круглогодичной профилактики рецидивов ревматизма. Кроме него используются прочие препараты с бензатин-бензилпенициллином (Бициллин-1, Бициллин-3, Ретарпен). Введение Бициллинов при аллергии на другие пенициллины небезопасно из-за очень высокого риска перекрестной аллергии; введение недопустимо. При отсутствии противопоказаний Бициллин-5 вводится только внутримышечно с пробным подтягиванием поршня для предупреждения случайного попадания в сосуд. Перекрестная аллергия существует между пенициллинами (высокий риск между всеми представителями группы), цефалоспоринами и карбапенемами (при аллергии на пенициллины риск реакции на цефалоспорин I – около 10%, цефалоспорин II – около 5%, цефалоспорины III, IV и карбапенемы – менее 3%). Перекрестная аллергическая реакция может возникнуть на первое в жизни введение данного препарата. Анафилактический шок проявляется разнообразными симптомами включающими кожный зуд, сыпь, слабость, головокружение, тошноту и рвоту, диарею и боли в животе, судороги, нарушения сознания, бледность кожных покровов, падение АД, бронхоспазм, отек слизистой дыхательных путей с удушьем, нарушения сердечной деятельности. Имеет период «предвестников» и период основных проявлений (системные нарушения гемодинамики). Помощь включает обеспечение адекватного положения тела пострадавшего (опущенный головной конец, обеспечение проходимости дыхательных путей), доступа кислорода; место внутримышечного введения лекарства можно обколоть раствором адреналина (0.1% — 1 мл, в 10 мл физ. р-ра ), внутримышечного и внутривенного — при возможности отграничить венозным жгутом (бедро или плечо); вводятся в/м или в/в адреналин (0.1% — 1 мл), преднизолон (100 мг = 3-4 ампулы с 1 мл 3% р-ра) или дексаметазон (10 мг = 2-3 ампулы с 1 мл 0.4% р-ра); возможно введение антигистаминных средств (предпочтительно р-р Супрастина, 1 мл). При бронхоспазме кроме адреналина могут быть использованы Эуфиллин, бета2-адреномиметики. При остановке сердечной деятельности и дыхания проводятся реанимационные мероприятия.

Женщине 46 лет, находящейся в стационаре по поводу внебольничной пневмонии, назначен Цефтриаксон; перед этим, находясь дома, получала в течение 3 дней амоксициллин (Флемоксин Солютаб) без эффекта. Со слов пациентки, имеет аллергию на неизвестный ей препарат, который 1,5 года назад вводился в стоматологическом кабинете (реакция – отек Квинке). Врачом рекомендовано введение Цефтриаксона (2 г x 1 р/сут) внутримышечно, в растворе Новокаина.

— С какой целью в подобных случаях используется Новокаин? Какой раствор Новокаина и в каком количестве используется с данной целью?

— Оценить необходимость, безопасность и допустимость назначения антибиотика и выбора способа его введения.

— Нежелательные побочные реакции на цефалоспорины, частота встречаемости в зависимости от поколения. Побочное действие цефтриаксона. Представители группы цефалоспоринов (международные названия)

Новокаин используется для уменьшения болезненности в месте инъекции. Применяется 0.5% р-р в количестве 1-3 мл. Цефтриаксон в данной ситуации показан и предположительно безопасен (перед ним использовался амоксициллин, без реакций); возможно в/в и в/м введение. Вероятно присутствует аллергия на Новокаин (местный анестетик с относительно большой частотой аллергических реакций, применяемый для обезболивания в стоматологии), вследствие чего его использование недопустимо.

Побочные реакции на цефалоспорины включают аллергию (в т.ч. перекрестную с пенициллинами); чаще встречается аллергия на цефалоспорины I, II поколения и реже – на III, IV поколения. Возможны нефро- и нейротоксичность (нефрит, судороги при передозировках или длительном применении). Цефтриаксон может провоцировать формирование желчных камней. Цефалоспорины I поколения – цефазолин, II – цефуроксим, III – цефтриаксон, цефотаксим, цефоперазон, цефтазидим, цефиксим, IV – цефепим.

Женщина 63 лет обратилась в поликлинику по поводу обострения хронического бронхита (субфебрильная температура, кашель с мокротой гнойного характера); больна в течение последних 10 лет; 4-е обращение за текущий год с аналогичными симптомами. Врачом назначен ампициллин (в/м, по 500 мг х 3 р/сут).

— К какой группе антибиотиков относится ампициллин? Какие еще есть препараты в этой же группе (международные названия)?

— Какие факторы риска устойчивости к антибиотикам у бактерий учитываются при выборе препарата? Рационален ли выбор антибиотика в данной ситуации? Какие существуют альтернативные средства?

— Основные противопоказания к назначению фторхинолонов. Представители семейства (международные названия).

Ампициллин – аминопенициллин (подгруппа пенициллинов); другие представители пенициллинов – бензилпенициллин натрия (и др. соли), амоксициллин, оксациллин, тикарциллин, пиперациллин, в т.ч. в комбинациях с клавулановой кислотой и сульбактамом. Факторы риска – пожилой возраст, хронические инфекции, частое применение антибиотиков (раз в 2-3 мес), недавнее пребывание в стационарах хирургического, инфекционного профиля и ОРИТ (в т.ч. работа в этих отделениях). В условиях присутствия факторов риска устойчивости применение незащищенных пенициллинов не рекомендуется; предпочтительно назначение защищенных пенициллинов, цефалоспоринов II-III поколения, фторхинолонов (левофлоксацина, спарфлоксацина) или макролидов. Фторхинолоны противопоказаны при индивидуальной непереносимости, беременности, грудном вскармливании и в возрасте до 18 лет. Представители: ципрофлоксацин, офлоксацин, пефлоксацин, норфлоксацин, левофлоксацин, спарфлоксацин, моксифлоксацин.

Ребенок, девочка 6 лет, находится в неврологическом отделении для обследования и лечения (эпилепсия). На 2-й день госпитализации появились сухой кашель, насморк, t=37,2; перед госпитализацией был контакт по ОРВИ. Мать девочки в первый день заболевания самостоятельно начала применять Сумамед (азитромицин, таблетки), Лазолван (амброксол, сироп) и Арбидол в капсулах.

— Каково предназначение указанных препаратов?

— Следует ли продолжать прием данных препаратов? Какие бывают показания к назначению антибиотиков при ОРЗ? Какие группы антибактериальных средств противопоказаны для этого возраста?

— Макролиды. Представители группы (международные названия), профиль безопасности.

Сумамед – антибактериальное средство, Лазолван – муколитик/отхаркивающее, Арбидол – противовирусное. Сумамед в данной ситуации скорее всего не показан, прием прочих препаратов может быть продолжен. Наиболее частые поводы к применению антибиотиков при ОРЗ – очевидный очаг гнойной инфекции, затяжное течение (>3-4 сут) без улучшения или с ухудшением состояния, выраженные изменения в ОАК (значительный лейкоцитоз, повышение п/я нейтрофилов, присутствие миелоцитов). 6-летнему ребенку противопоказаны фторхинолоны и тетрациклины. Макролиды: эритромицин, кларитромицин, азитромицин, джозамицин, спирамицин, мидекамицин. Безопасность относительно высокая; побочное действие чаще бывает при приеме эритромицина и кларитромицина, заключается в нарушениях пищеварения, боли в животе, изменениях вкуса; возможны повышение АЛТ/АСТ, очень редко – гепатит. Большое количество взаимодействий с другими лекарственными веществами (в т.ч. с, например, противоэпилептическими) с увеличением токсичности последних.

Больной, мужчина 30 лет, получает лечение по поводу острого аппендицита осложненного послеоперационным перитонитом. Назначенные Тиенам (имипенем) и Гентамицин получает в/в капельно, 4 р/сут, в одно время.

— К каким группам антибиотиков относятся данные препараты? Какие еще представители есть в этих группах (международные названия)

— Какие ошибки допущены при использовании препаратов? Какая длительность инфузии при введении этих препаратов предпочтительна?

— Рекомендации по рациональному использованию аминогликозидов. Побочное действие аминогликозидов. Какие антибиотики имеют похожее действие?

Имипенем – представитель карбапенемов (другие представители – меропенем, эртапенем, дорипенем); гентамицин – аминогликозид (другие – стрептомицин, амикацин, канамицин, нетилмицин). Аминогликозиды не вводятся 4 р/сут (гентамицин допустимо до 3 р/сут; предпочтительно, с целью снижения токсичности – 1 р/сут) и недопустимы к смешиванию с другими лекарственными препаратами во избежание нестабильности раствора. Рекомендуемая длительность инфузии имипенема 30-60 минут, гентамицина 60-120 минут. Аминогликозиды используются только под врачебным контролем (в стационаре), с подбором дозы по массе тела пациента и коррекцией в соответствии с состоянием функции почек. Введение предпочтительно в/в капельно (1-2 часа, быстрое введение создает риск побочных реакций), однократное для всей суточной дозы. Не рекомендуется использование аминогликозидов более 10-14 дней. Недопустимо смешивание аминогликозидов с другими препаратами в одной емкости. Не следует сочетать аминогликозиды и другие препараты с нефро- и ототоксическим действием (например, с фуросемидом и ванкомицином).

Больная, женщина 47 лет, получает по поводу рецидивирующей инфекции МВП препараты Ципрофлоксацин (таблетки) и фуразидин (таблетки), одновременно. На 7-е сутки лечения предъявляет жалобы на чувство жжения при мочеиспускании, изменение окраски мочи, боли в области голеностопных суставов при ходьбе, кожную сыпь (видна гиперемия открытых участков кожи).

— Могут ли быть связаны перечисленные симптомы с приемом лекарственных средств? Если да, то с какими, и возможны ли такие же эффекты для других антибиотиков?

— Какие группы антибактериальных средств рационально использовать при инфекциях мочевыводящих путей и почек?

— Группа нитрофуранов: представители (международные названия), основные показания, побочное действие.

С применением ципрофлоксацина могут быть связаны боли при ходьбе и кожный синдром (фотосенсибилизация), с применением фуразидина – кожный синдром и изменение цвета мочи. Схожие эффекты в большей или меньшей степени есть у других представителей фторхинолонов и нитрофуранов; иным группам антибиотиков при адекватном дозировании не свойственны. При ИМВП чаще применяются фторхинолоны, защищенные пенициллины, цефалоспорины II-III поколений, аминогликозиды, нитрофураны. Представители нитрофуранов – фуразолидон (используется при кишечных бактериальных и паразитарных инфекциях, при язве желудка), нифуроксазид (те же показания, кроме язвы), нитрофурантоин (используется при ИМВП), фуразидин (те же показания), нифурател (используется при кишечных и мочеполовых паразитарных заболеваниях); побочное действие – аллергические и иные кожные реакции (чаще – при лечении паразитарных инвазий), поражения печени, изменение окраски мочи, анемия; у фуразолидона есть дисульфирамоподобное действие, проявляющееся в непереносимости алкоголя.

Ребенок, мальчик 2.5 лет, получая лечение по поводу острой респираторной инфекции без присмотра родителей выпил большое количество сиропа жаропонижающего (Детский Парацетамол, 24 мг/мл, флакон 100 мл).

— Каким побочным действием и при каких обстоятельствах обладает парацетамол? Как можно в целом охарактеризовать безопасность парацетамола для детей? Что используется при передозировке?

— Какими положительными эффектами обладает парацетамол, и каковы основные показания к его применению? Какие другие препараты в рамках данных показаний могут быть применены у ребенка этого возраста?

— Побочное действие НПВС: основные эффекты и условия развития; для каких представителей наиболее характерны основные побочные эффекты?

Парацетамол, помимо лекарственной аллергии, способен вызывать поражения печени; риск гепатита существует при исходной печеночной недостаточности, сочетании приема парацетамола с алкоголем, а также при превышении максимальной суточной дозы. Для парацетамола характерна высокая безопасность при условии соблюдения инструкции и хранения средства в недоступном для детей месте. При передозировке с целью профилактики отравления используется ацетилцистеин. Парацетамол имеет анальгетический и жаропонижающий эффекты, используется при лихорадке инфекционно-воспалительного происхождения, а также при болевом синдроме малой и средней интенсивности. Кроме парацетамола с теми же целями для ребенка после 2 лет могут использоваться ибупрофен, метамизол натрия, диклофенак, нимесулид.

Побочное действие НПВС, помимо аллергии (более характерна для АСК и метамизола натрия) включает в себя формирование дефектов слизистой желудка (при длительном применении; более характерно для АСК и индометацина), нефротоксичность (при длительном применении; характерно для индометацина), кровоточивость (при использовании больших доз или нескольких НПВС одновременно; более характерно для АСК), влияние на беременную матку и плод (больше характерно для индометацина); кроме того могут быть упомянуты гепатотоксичность, бронхоспазм, артериальная гипертензия.

Больная, женщина 26 лет, находясь на дому получает лечение по поводу заболевания, сопровождающегося сильной головной болью, ломотой в конечностях, тошнотой, подъемами температуры до 40C; заболела 2 суток назад одновременно с другим членом семьи. С целью снижения температуры использует таблетки парацетамола (500 мг), комбинированный препарат «ТераФлю от Гриппа и Простуды»; от головной боли принимает Цитрамон П.

— Какие компоненты чаще всего включаются в состав комбинированных противопростудных средств? Каков состав Цитрамона П?

— Насколько рациональны и безопасны названные препараты в подобной ситуации? Какие побочные эффекты и в силу чего могут развиться у больной? Какие средства, помимо упомянутых, могут быть в первую очередь использованы для снятия температуры и болевого синдрома?

— Основные положительные эффекты НПВС: разделение НПВС по преобладанию эффекта (с некоторыми представителями — международные названия); предпочтительные средства для лечения болевого синдрома и (или) лихорадки; в каких ситуациях возможно отсутствие ожидаемого действия?

В состав комбинированных средств от простуды часто включаются жаропонижающее/анальгетик (парацетамол, напроксен, метамизол натрия), антигистаминное средство (лоратадин, фенирамин), сосудосуживающее средство (от заложенности носа — псевдоэфедрин, фенилэфрин), кофеин, аскорбиновая кислота. В составе Цитрамона П находятся парацетамол, ацетилсалициловая кислота, кофеин. Совместное применение данных препаратов создает риск передозировки парацетамола (находится во всех трех). Отдельное применение парацетамола или ТераФлю в данной ситуации является оправданным и безопасным. Ацетилсалициловая кислота, входящая в состав Цитрамона П, противопоказана при гриппе, который можно подозревать с учетом перечисленных симптомов. В приведенных условиях возможны аллергические реакции, поражение печени из-за передозировки парацетамола или действия ацетилсалициловой кислоты (синдром Рея). Среди прочих НПВС с жаропонижающей и анальгетической целью предпочтителен ибупрофен. НПВС могут иметь выраженное и слабое противовоспалительное действие, в связи с чем условно подразделяются на «противовоспалительные» (диклофенак, ибупрофен, индометацин, нимесулид и др.) и «анальгетики-антипиретики» (парацетамол, метамизол натрия, кеторолак и др.). Представители последней группы используются с обезболивающей и жаропонижающей целью. Могут быть неэффективными при повышении температуры не-воспалительного происхождения (физическое перегревание, болезни нервной и эндокринной системы), сильной боли невоспалительного происхождения (травмы, онкологические заболевания).

Ребенок, мальчик 1.5 лет, находится в инфекционном отделении больницы получая лечение по поводу гриппа. В 5 ч утра мать обращается за помощью в связи со значительным повышением у ребенка температуры, сопровождающимся нарушением сознания и генерализованными судорогами, начавшимися несколько минут назад; ранее ребенок заболеваниями сопровождающимися лихорадкой не болел. В отделении есть в наличии препараты ибупрофена, метамизола натрия, парацетамола, римантадина, осельтамивира, интерферона альфа-2, хлоропирамина.

— Какие из перечисленных препаратов могут быть использованы для неотложной помощи при лихорадке? К какой фармакологической группе они относятся? Что представляют собой остальные средства?

— Какое именно из средств и в какой форме (каким путем) следует применить в данной ситуации? Как определяется его доза для детей раннего возраста?

— Какие противовирусные средства (с прямым противовирусным действием) существуют для лечения гриппа и ОРВИ и какие из них используются для лечения только гриппа? Каков характер их безопасности? Какие есть особенности эффекта и рекомендаций по использованию противовирусных средств? Какие препараты могут применяться в детском возрасте?

Могут использовать относящиеся к группе НПВС жаропонижающие ибупрофен, метамизол натрия, парацетамол. Римантадин, осельтамивир (Тамифлю), интерферон относятся к антимикробным (противовирусным) средствам; хлоропирамин (Супрастин) – антигистаминное противоаллергическое средство. В данной ситуации, ввиду фебрильных судорог, прием лекарств перорально (в таблетках и суспензии) невозможен или опасен; среди форм для парентерального применения (ректальные свечи, растворы для инъекций) в неотложной ситуации предпочтительны предназначенные для инъекционного введения, как обеспечивающие наиболее надежный и быстрый эффект; в растворе для инъекций выпускается метамизол натрия (Анальгин), который и следует использовать. Доза расчитывается по фактической массе ребенка (в соответствии с инструкцией – 5-10 мг/кг, что равняется 0.1 – 0.2 мл 50% р-ра на 10 кг массы). Для лечения гриппа показаны римантадин, Арбидол, осельтамивир, занамивир, Ингавирин; при любом ОРВИ может использоваться Арбидол. Все указанные средства имеют условно высокую безопасность. Особенность действия заключается в отсутствии немедленного эффекта (в перспективе течение заболевания несколько укорачивается – тем значительнее, чем раньше был начат прием препарата; для максимальной эффективности прием противовирусных должен начинаться в первые сутки от начала заболевания). У лиц до 18 лет показаны все перечисленные средства, кроме Ингавирина.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *